Что произошло
Днем 27 сентября музыканты, гражданские активисты и работники культурной сферы вышли на акцию протеста возле тбилисской консерватории. Участники митинга выступили против решения министерства культуры приостановить выборы нового ректора. По словам пианиста Гиги Гигашвили, цель главы ведомства – лично назначить ректора:
«Мы ожидали всего от Теи Цулукиани и ожидаем большего в будущем, поэтому теперь нам всем предстоит быть очень осторожными и действовать очень обдуманно. Поэтому сегодня у нас будет встреча, чтобы определить, как нам следует поступить».
Гигашвили подчеркивает: независимое и бесплатное учебное заведение будет защищено, а протест с сегодняшнего дня будет постоянным.
«Мы видели много спонтанных акций, много акций, не имевших логического развития просто потому, что мы не очень хорошо знали, не понимали, что делать, и в основном эти акции и демонстрации проводили люди, которые вышли под влиянием момента. Поэтому сегодня, завтра, послезавтра мы должны быть очень последовательными, понимать, продумывать и реализовывать те планы, которые приведут нас к финальной точке. Если культура независима и жива, то мы должны знать, почему и как она должна быть независимой и живой», – говорит музыкант.
С 2019 года консерваторией руководила Нана Шарикадзе, у которой в этом году истекают полномочия. До сих пор руководитель этого классического музыкального высшего учебного заведения избирался путем голосования. В июле академический совет вуза распорядился начать регистрацию кандидатов на должность нового ректора. Выборы должны были состояться 10 октября. Однако 25 сентября министр Цулукиани издала указ о прекращении процесса. В Минкульте утверждают, что были выявлены существенные юридические нарушения.
Этому распоряжению предшествовало выступление Теи Цулукиани в парламенте 20 сентября. Именно тогда министр культуры анонсировала реформу в тбилисской консерватории. Начнется она со смены руководства. Нынешнее, по словам Цулукиани, «не выполняет свою функцию»:
«Сегодняшняя Тбилисская государственная консерватория должна давать нашим студентам более качественное образование, чего, к сожалению, она сделать не может. Хочу подчеркнуть, что это не недостаток работы профессорско-преподавательского состава, это очень заметный недостаток руководства, и моя вина в том, что оно не выполняет свою функцию. Министр должен сменить руководство, и мы это обязательно сделаем, несмотря на то, что некоторые люди думают, что министра это не касается».
Стоит отметить, что нынешний ректор Шарикадзе имела право переизбраться на второй срок, но министр культуры ранее дала понять, что не желает видеть ее в этой должности. Несколько месяцев назад Шарикадзе открыто выразила свое отношение не только к происходящим процессам в различных учреждениях культуры, но и к так называемому закону «Об иностранных агентах», который считается калькой российского. После начала реорганизации в Национальном киноцентре Шарикадзе написала в своих соцсетях:
«Я считаю, что самые большие финансовые ресурсы должны быть вложены в исследование советского прошлого, и особенно это необходимо в сфере культуры. Поэтому я думаю, что мы находимся в фантасмагорической реальности – то, что происходит, не может происходить в 2023 году, это не может быть нашей реальностью в XXI веке. Мне тяжело даже думать о том, что ненасытное желание приручить культуру никуда не делось. Это желание опасно в обществе, которое еще не оправилось от советских травм и страхов».
По мнению музыковеда Давида Шуглиашвили, реорганизация в консерватории связана с резко выраженной гражданской позицией нынешнего ректора:
«Есть желание, чтобы консерватория, как и многие [культурные] учреждения, стала сторонником той политики, о которой говорит министр. Это само по себе противоречит независимости университетского мира, что является очень большой проблемой для страны, а не только для того или иного учреждения. Это причина нашего присутствия здесь. Однако я хочу, чтобы здесь стояло больше людей».
Диктатура «культурной леди»: почему в Грузии требуют отставки Теи Цулукиани
Контекст
Консерватория – не первое учреждение в сфере культуры, где в последние годы проводится реорганизация. Ранее Цулукиани установила «полный контроль над Домом писателей». Так грузинские писатели оценивали решение министра назначить на пост директора учреждения своего человека.
В марте этого года, после увольнения министром культуры директора Национального киноцентра Гаги Чхеидзе, там также последовала структурная реорганизация. Руководить процессом назначили Кобу Хубунаия, ранее не имевшего никакого отношения к киноиндустрии и культуре. В рамках реорганизации были уволены заместители директора киноцентра, а их должности упразднили. Это решение лично утвердила министр Цулукиани.
В ПЕН-центре Грузии (неправительственной организации, объединяющей свыше 70-ти авторов – писателей, поэтов и журналистов) отмечали, что этот шаг был частью кампании по внедрению цензуры в грузинском кинопроизводстве. Некоторые сотрудники считают это политически мотивированной местью со стороны министра Теи Цулукиани. Кинематографисты до сих пор требуют остановить процесс реорганизации Киноцентра и изменить порядок назначения директора.
Структурная реорганизация коснулась также Национального музея и Агентства по охране культурного наследия. После назначения Цулукиани министром под сокращение попали около ста человек. Некоторые из уволенных сотрудников до сих пор ведут судебные споры с государством и требуют признать решение руководства незаконными. По данным организации Transparency International Georgia на февраль 2022 года, госбюджет оказался в минусе в размере 332 172 лари (около 130 тысяч долларов) из-за «незаконного увольнения» сотрудников во время пребывания Цулукиани на посту министра культуры.
Карательная (кино)операция: реорганизация в грузинском киноцентре