«Нас на***али и вас на***ут», – это, пожалуй, ключевые слова манифеста, опубликованного родственниками мобилизованных россиян, которые спустя год добиваются возвращения своих близких с фронта в Украине. Свое обращение к российскому народу в Telegram-канале «Путь домой» они называют «мольбой о помощи», потому что само государство отказывается поддерживать тех, кто первым пришел к ним на помощь.
«Нас предают и истребляют свои же. <…> Нас на***али и вас на***ут. Ведь все это время нам только показывали ленивую стабильность, надежность, безопасность. Мы помним, как президент обещал, что резервистов не призовут, что задачи на СВО выполняют только профессиональные добровольцы. А потом наших любимых забрали на Украину. Обещания по факту оказались пустышкой. Многие не вернутся никогда. Мобилизация оказалась страшной ошибкой. Нас наказали за нашу законопослушность. За ширму стабильности для большинства наши мужчины платят кровью, а мы – здоровьем и слезами», – говорится в обращении.
Авторы манифеста высмеяли и то, что президент Путин объявил 2024 год годом семьи на фоне отсутствия мужей, отцов и растущего количества сирот.
«А сатанист-людоед, совершивший рецидив после первого заключения, выходит на свободу через полгода, искупив серийные убийства на СВО. Есть все же чувство юмора у нашего президента! <…> Видимо, нашу с вами Родину освобождают для самых сливок общества: маньяков, алкашей, мигрантов, непомерно богатых чиновников и их деточек (почему они не в окопах, кстати?)», – написали члены движения «Путь домой».
Массовые требования вернуть мобилизованных военных домой стали звучать в соцсетях в сентябре 2023 года. В комментариях к постам родственники обращались к губернаторам, и в какой-то момент игнорировать такой поток стало невозможным. К примеру, правительство Ростовской области запросило отпуск для военнослужащих, правда, безрезультатно. Тогда на просторах Telegram появился канал «Путь домой», набравший более восьми тысяч подписчиков. Администраторы канала призывали отправлять обращения депутатам Госдумы, требуя заменить мобилизованных и внести поправки в закон о пребывании на фронте. К ноябрю требования ужесточились, а число тех, кто их разделяет, достигла 20 тысяч.
«Мы не понимаем в чем ваша проблема. Почему вы искусственно делаете из нас врагов, хотя сами же и послали наших мужчин под ружье? Почему вместо того, чтобы решать проблемы, вы поливаете нас грязью через своих телевещателей? А точно ли враги мы, а не те, кто говорит, как у нас все замечательно? Не в ту сторону воюете. Назовите хотя бы одну причину, почему мы неправы. Почему не имеем морального права требовать демобилизации? Ведь это свинство держать людей, как рабов, бессрочно. Мы – не ваш скот».
Жены мобилизованных обращаются и к самым верхам –президенту РФ Владимиру Путину и министру обороны Сергею Шойгу:
«Почему Верховный главнокомандующий или Министр обороны не выйдут публично и не скажут нам, нашим детям, а заодно и самим мобилизованным, когда же уже мужики будут дома? <…> Мы искренне не понимаем, в чем проблема вернуть мобилизованных. Их давно не 300 тысяч. Как можно поступать так со своим народом? <…> Отправьте лучше туда родных и близких актрисулек, которых для постановочных роликов наняли, чтобы очернить нас. Вместе с Соловьевым, репостящим это г. И мир вздохнет с облегчением, и патриоты не на диване!».
У некоторых женщин близкие находятся на фронте уже больше года. Более 12 месяцев они не видели членов своих семей, потому что чаще всего их не то что не демобилизуют, но и не дают кратковременного отпуска. Обо всем этом свидетельствуют и видеообращения женщин, демонстрирующих плакаты с указанием дат, которые не раз появлялись на просторах сети.
«Мобилизован 23.10.22. Вот уже больше года наши семьи живут в постоянном страхе и неизвестности».
«Наша жизнь изменилась на до и после, все тыкают на нас пальцем, мол, вам же платят, у вас же льготы. Но, поговорив хоть минутку с каждой из нас, вы поймете, что мы готовы отдать все и заплатить двойную цену, чтобы, наконец-то, вычеркнуть этот кусок из жизни. 10.10.22».
«Мы полностью поддерживаем проведение специальной военной операции. Но наши мужчины морально и физически истощены. Мы уже не просим, мы требуем заменить мобилизованных граждан, призванных в вооруженные силы Российской Федерации в рамках частичной мобилизации. 11.10.22».
Женщины стремились привлечь внимание региональных властей, обращаясь к губернаторам и записываясь на приемы, но чаще безрезультатно. Поэтому они перешли к нестандартной стратегии – распространению листовок с предложением контрактной службы, надеясь, что набор добровольных контрактников снизит потребность в мобилизации на фронте. Фактически, они пытаются обменять своих мужей на тех, кто готов служить в армии по своей воле.
Мобилизационные трудности в России: региональные особенности
Депутат Московской городской думы Евгений Ступин предполагает, что сложившаяся ситуация – своеобразная бомба замедленного действия. Он подчеркивает, что реальной угрозой может оказаться не столько давление со стороны женщин, сколько сами мобилизованные.
«В текущей ситуации, которая сложилась в России, сам по себе информационный шум мало что значит, а значит сила и конкретно огнестрельное оружие, которое есть у мобилизованных. Я точно сказать не могу, но возможны всякие варианты. И видно, что ситуация накалена сильно, но пока жены, матери не готовы идти на крайние меры. Они вот потихонечку повышают свои требования. Если власть будет глуха, то, я думаю, в какой-то момент обострение будет неизбежным».
Некоторые наблюдатели убеждены, что на данный момент движение женщин приобретает политическую значимость и представляет потенциальную угрозу, на которую власть еще не в состоянии реагировать. Тем не менее, периодически в российских СМИ появляются сообщения о попытках запугивания активных граждан. В частности, полицейские наведывались к родственницам мобилизованных из-за их участия в чатах, где обсуждается кампания по возвращению военных домой. Их предупредили об «ответственности за экстремизм».
Если ранее власти активно задействовали родственников мобилизованных в целях пропаганды, то сейчас их настроения рассматриваются как потенциальный информационный риск для предстоящей президентской кампании. По данным издания The Insider, супруги мобилизованных стали особенно важной группой для региональных администраций, которые пытаются задобрить возмущенных предложением различных льгот.
Еще в 2022-м, сразу после объявления мобилизации, Путина решил встретиться с матерями мобилизованных. Но в Кремль пригласили лишь «карманных» родственниц. Канал «Можем объяснить» обнаружил, что некоторые из женщин, участвовавших во встрече с президентом РФ, были сторонницами власти, чиновницами и членами «Единой России».
В целом сам Путин пошел на такой шаг, поскольку сразу после сентябрьской мобилизации родственницы мобилизованных россиян, в основном их жены и матери начали записывать видеообращения, требуя от властей обеспечить своих близких всем необходимым и вывести их из зоны боевых действий. Ведь, по словам родных, некоторых отправили на фронт без должной подготовки и снаряжения. Об этом свидетельствовали и бесчисленные кадры, поступавшие с фронта, где российские военнообязанные жаловались на условия службы. Но именно таких матерей и жен Владимир Путин на встречу не пригласил.
Вопреки ряду ограничений, кажется, матери проявляют решимость. В своем Telegram-канале они черпают вдохновение из примеров мировой истории, где женщины отстаивали своих мужчин. Одним из таких примеров стал случай «Матери площади Мая». Аргентинские матери, потерявшие своих детей в период террора, выходили на центральную площадь Буэнос-Айреса, требуя встречи с диктатором Хорхе Виделой. Полиция приказывала им расходиться, протест привлекал все больше участниц. Их символом стал белый платок. В конечном итоге аргентинские матери добились своей цели.
«Дорогие наши матери, жены, сестры, невесты. Мы тоже решили сделать нашим символом белый платок. Носите его на любое мероприятие и выход на улицу. Узнавайте и поддерживайте друг друга. Это будет нашим объединением. Это заявление о том, что мы будем бороться за наших мужчин до нашей победы. Победы родных военнослужащих! Мы – одно целое, и все в наших руках», – пишут члены движения «Путь домой».
Согласно данным Bloomberg, в 2022 году в России были мобилизованы 500 000 человек, причем около 100 000 из этого числа завербовали в ЧВК «Вагнер». Теперь, похоже, появились признаки резкого роста недовольства мобилзацией.