В Скопье стартовал саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). После полномасштабного вторжения России в Украину международный форум стал первой европейской площадкой, на которую допустили санкционнированного Сергея Лаврова. Министр иностранных дел РФ, не изменяя традиции, использовал эту трибуну для повторения пропагандистского нарратива о вине Запада в российско-украинской войне, а также в войне с Грузией в 2008 году. В этом контексте Лавров упомянул и бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили, который, по его словам, «отработал предоставленный ему на Бухарестском саммите [НАТО] карт-бланш»:
«В августе того же года он приказал бомбить города Южной Осетии и позиции миротворцев, находившихся там с согласия ОБСЕ. Эти провокации были подготовлены Соединенными Штатами, когда они запустили там программу обучения и оснащения. Саакашвили старательно следовал тому, чему учил Вашингтон».
В момент выступления Лаврова в зале не было видно министра иностранных дел Грузии Ильи Дарчиавшили, но был замечен его заместитель – Лаша Дараселия. Участие грузинских дипломатов в 30-м заседании Совета министров ОБСЕ стало темой политических споров в Тбилиси. Ведь МИД мог поступить так же, как представители Украины, Польши и стран Балтии, отказавшиеся ехать в Скопье. Недовольство в оппозиционных кругах вызвало и то, что глава МИД появился на одной площадке с Лавровым вскоре после убийства от рук оккупационных сил Тамаза Гинтури. Гражданин Грузии был застрелен российскими военными 6 ноября у храма Ломиси на линии оккупации.
«В то время как цивилизованные государства, знающие, что такое российская оккупация, занимают четкую позицию, министр иностранных дел Грузии Дарчиашвили не намерен объявлять бойкот. Это еще раз подтверждает, что правительство на службе России продолжает разрушать внешнюю политику и международную репутацию Грузии», — заявили в партии «Лело».
В оппозиции считают: сидеть рядом с оккупантом Лавровым – оскорбительно. Хотя это не первый случай, когда члены «Грузинской мечты» оказываются на одном мероприятии с представителями российской власти. Не так давно в Тбилиси разразился скандал в связи с тем, что вице-премьер Леван Давиташвили принимал участие в приветственном банкете в Пекине вместе с президентом РФ Владимиром Путинам. В рамках форума «Один пояс – один путь» Давиташвили выслушал речь главы Кремля и не покинул зал.
Оппозиция сравнивает правительство Грузии с застенчивым ребенком, занимающим пассивную позицию и лишь повторяющим слова о стремлении к миру. Присутствие на подобных мероприятиях имеет смысл только в случае, если грузинские политики дают «словесную пощечину» представителям режима Кремля, уверены противники власти.
Впрочем, формально на саммите ОБСЕ в Скопье критика России из уст грузинских дипломатов прозвучала. В своем выступлении Илья Дарчиашвили обозначил проблемы оккупации и российской агрессии против Тбилиси и Киева. Глава МИД подчеркнул, что война 2008 года была первой попыткой насильственного изменения границ суверенной страны после «холодной войны». Дарчиашвили также коснулся убийства Тамаза Гинтури, назвав его очередным актом насилия в отношении этнических грузин на оккупированных территориях.
«Уже более 15 лет Россия продолжает незаконную оккупацию регионов Грузии – Абхазии и Цхинвальского региона. Это грубое нарушение принципов и норм международного права. <…> Полномасштабная военная агрессия России против моей страны в 2008 году, аннексия украинского Крыма в 2014 году и продолжающаяся агрессия против Украины поставили под угрозу основанный на правилах международный порядок и безопасность в регионе. Это стоило тысяч жизней и привело к перемещению миллионов людей. Мы продолжаем поддерживать Украину и украинский народ и подтверждаем нашу непоколебимую поддержку суверенитета Украины и ее территориальной целостности в пределах международно-признанных границ».
В «Грузинской мечте» критику оппонентов, недовольных участием Дарчиашвили в саммите, ожидаемо отвергают. Отказываться мероприятий, где присутствуют госсекретарь США и еврокомиссар по иностранным делам, по словам председателя партии Ираклия Кобахидзе, было бы ошибкой. Ведь «следует использовать любой формат для защиты национальных интересов». В самом Евросоюзе приглашение санкционированного Лаврова объяснили желанием высказать все свои претензии жестко и напрямую.
«Когда дело касается участия Лаврова в форумах высочайшего уровня, он, конечно, находится под санкциями, но всегда есть исключения. И они связаны с участием в разносторонних форумах. Например, как форум ОБСЕ. В этом случае санкционированные лица имеют право путешествовать в страны ЕС. И было бы хорошо, если бы страны ЕС разрешили летать российским самолетам над ними. Например, если Северная Македония разрешит летать в своем воздушном пространстве, это не будет нарушением санкций. Участие Лаврова важно, чтобы ОБСЕ напрямую противостояло кремлевскому режиму, их незаконной деятельности и лжи, которую они распространяют», — заявил представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано.
[áмбави] «Бескровная аннексия»: почему в Грузии насаждают лояльность к России
После вторжения России в Украину в феврале 2022 года Евросоюз внес российского дипломата в список лиц, которым запрещено выдавать визы. Тем не менее, это не помешало ему продолжать распространение российской пропаганды, выступать на различных международных площадках. Его присутствие на саммите ОБСЕ, согласно совместному заявлению стран, отказавшихся от участия, «лишь предоставляет России еще одну возможность для пропаганды» и «рискует узаконить агрессора как законного члена нашего сообщества свободных наций, упрощая зверские преступления, которые он совершает».
Сам Лавров заявил, что некоторые западные министры обратились к нему с предложением о двусторонних переговорах, но имен этих министров не уточнил. В Тбилиси беспокоятся, что в этом списке мог оказаться и глава МИД Грузии.
В прошлом «Мечта» уже проводила закулисную встречу с российским дипломатом. В сентябре 2019-го, вскоре после «ночи Гаврилова», когда в Тбилиси произошли стихийные протесты из-за визита в страну депутата Госдумы РФ Сергея Гаврилова, из российских СМИ стало известно о переговорах Сергея Лаврова с тогдашним министром иностранных дел Давидом Залкалиани. Как утверждали медиа, встреча в Нью-Йорке на полях 74-й Генассамблеи ООН состоялась по инициативе Тбилиси. МИД Грузии эту информацию тогда не подтвердил, назвав ее инсинуацией. Встреча Лаврова-Залкалиани стала первой с момента «августовской войны» и разрыва дипотношений между странами.
С тех пор отношения между Москвой и Тбилиси лишь еще больше потеплели. «Грузинская мечта» отказалась вводить санкции против России из-за вторжения в Украину, не делала жестких заявлений из-за ее агрессии и приветствовала возобновления прямых авиарейсов с ней. В Москве такую позицию встречают одобрительными комментариями.
«Аплодисменты. Какие бы сложности ни были в отношениях Москвы и Тбилиси, нынешние грузинские власти нашли мужество не поддаться антироссийской истерии и руководствоваться прежде всего позицией, ориентированной на национальные интересы и благополучие собственных граждан. При таких приоритетах экономика Грузии стремительно развивается, два года подряд демонстрируя двузначный рост. Кстати, неплохой доход приносят стране российские туристы», – заявил Комитет государственной думы по международным делам РФ.
«Грузия ведет себя на удивление адекватно», – отреагировала российская пропагандистка Маргарита Симоньян.
«Грузинскую мечту» такие комплименты не смущают. «Какая разница, кто озвучивает истину?», — сказал как-то спикер парламента Папуашвили. Но комплиментарность из уст враждебного Грузии режима вызывает беспокойство у оппозиции, гражданского общества и западных союзников. Потепление отношений с Россией продолжает оставаться ключевым препятствием на пути евроинтеграции. Авторитетное издание POLITICO недавно включило основателя «Мечты» и бывшего премьер-министра Бидзину Иванишвили в список тех, кто препятствует процессу сближения Тбилиси с Западом. По версии издания, олигарх манипулирует созданной им партией из тени, стремясь достичь основной цели – отдаления от Евросоюза и возвращения страны на орбиту Кремля.
Москва-Питер-Махачкала: как и почему Грузия и Россия наращивают авиасообщение