Центральноафриканская Республика — своего рода пилотный проект Кремля для выработки африканской политики России. Это признал в беседе с DW связанный с ЧВК «Вагнер» глава российского культурного центра в Банги.Действия России в Центральноафриканской Республике — хороший пример того, как Москва расширяет свое влияние в Африке: в 2018 году Кремль упрочил свои связи с ЦАР, заключив с властями республики соглашение об обороне, после чего те позволили ЧВК «Вагнер» усилить свою роль в стране. Наемники этой группировки поставляли центральноафриканской армии оружие, обучали солдат борьбе с повстанцами, на них было возложено обеспечение безопасности президента Фостена-Арканжа Туадеры.
Одним из ключевых игроков в российском присутствии является Дмитрий Сытый. Официально 35-летний маркетолог и экономист руководит в столице ЦАР Банги организацией «Русский дом», который позиционирует себя как культурно-просветительский центр. Сытый охотно рассказывает о курсах русского языка для местного населения, вечерах русской музыки и театра. Но его влияние настолько велико, что наблюдатели считают его фактически новым боссом или по крайней мере ключевой фигурой в руководстве «Группы Вагнера», которая еще до того как принять участие в полномасштабной войне России в Украине, была задействована в операциях в Ливии, Судане, Мали, Буркина-Фасо и Нигере.
Говоря о создателе ЧВК Евгении Пригожине, который в августе 2023 года, через несколько недель после мятежа, погиб при загадочных обстоятельствах, по официальной версии Москвы — в авиакатастрофе, Дмитрий Сытый подчеркивает: «Мы продолжаем то, что он начал».
Россия хочет только помочь Африке?
После смерти Пригожина «вагнеровцы» были формально подчинены российской военной разведке — Главному управлению Генштаба ВС РФ (ранее — ГРУ) и министерству обороны, различные подразделения ЧВК были включены в так называемый Африканский корпус.
Сытый практически никак не комментирует подозрения о том, что приказ взорвать самолет с Пригожиным отдал российский президент Владимир Путин: в интервью DW он пояснил, что у него нет об этом никакой информации, а смерть Пригожина назвал большой потерей для Африки, в частности для ЦАР.
Африку глава «Русского дома» называет в беседе с DW «континентом будущего», уверяя, что цель российской политики — «помочь ЦАР»: «Все крутится вокруг этой гуманитарной политики. И речи нет о том, чтобы отстаивать свои интересы».
При этом Сытый не упоминает о том, что в обмен на свои услуги, оказанные центральноафриканскому государству, Россия получила выгодные концессии на добычу полезных ископаемых: таким образом «Группа Вагнера» обеспечила себе доступ к ценным ресурсам — золоту и алмазам.
Прибыль от добычи полезных ископаемых
«Вагнеровцы» оказались в ЦАР в нужное для этой страны время, считает эксперт в области безопасности Беверли Очиенг из вашингтонского Центра стратегических и международных исследований. «Тогда было ощущение, что Франция, доминирующая держава в ЦАР и бывшая колониальная держава, и ООН не предприняли достаточно шагов на фоне растущего насилия со стороны повстанцев, которые представляли опасность для избранного правительства», — рассказывает она DW. В результате, по словам Очиенг, в ситуацию вмешалась Россия, которая добилась доминирующих позиций в секторе безопасности, а также в области добычи полезных ископаемых, которая не поддавалась контролю, несмотря на четкое законодательство в этой сфере.
Сотрудник новостного сайта Daily Beast в столице Нигерии Абудже Филлип Обаджи проводил расследование, касающееся разработки месторождений в конфликтном регионе. «Что касается россиян и их образа действий в ЦАР, то меня беспокоит, что стремятся захватывать шахты любыми способами и остаются безнаказанными», — поделился он своим мнением в интервью DW.
Журналист обвиняет в алчности обе стороны — и русских, и повстанцев: они добиваются контроля над шахтами и не идут на переговоры. Именно поэтому, по словам Обаджи, в ЦАР до сих пор не наблюдается улучшения политической стабильности.
Сытый отвергает обвинения в серьезных нарушениях прав человека, которые против боевиков из бывшей ЧВК «Вагнер» выдвигают журналисты, неправительственные организации и даже ООН: по его утверждению, это просто западная пропаганда.
В конце 2022 года Дмитрий Сытый стал жертвой покушения — он получил тяжелые ранения при взрыве посылки со взрывчаткой, несколько пальцев на правой руке ему заменили протезами. За связи с «Группой Вагнера» США, Евросоюз и Канада ввели против него санкции. 35-летний Сытый является одним из акционеров компании Lobaye Invest, которая также находится в международных санкционных списках. Она занимается разведкой новых месторождений и участвовала в финансировании деятельности ЧВК «Вагнер».
Корреспонденту DW Зигото Чая Чамени Сытый заявил, что он в первую очередь «культурный посол России», однако признал, что время от времени по поручению президента Туадеры выполнял и другие «миссии по разоружению» вооруженных группировок в Центральной Африке: «Я использую этот опыт и сегодня. Недавно я был в Конго, чтобы убедить разоружиться «Антибалаку». Думаю, все прошло успешно». Ополчение «Антибалака» возникло в 1990-х годах как христианская самооборона, которая воюет в ЦАР в основном против мусульманской группировки повстанцев «Селека».
Политическое влияние вместо культурной работы
По мнению эксперта по безопасности Беверли Очиенг, хотя Сытый и руководит культурным центром, но при этом имеет возможность оказывать большое политическое влияние на то, с кем правительству вести переговоры и на каких условиях.
«Сытый работает в аппарате безопасности, он глава российской военной разведки и руководит всеми, кто пытается обучить вспомогательные войска в Беренго (планируемая российская военная база на юге ЦАР. — Ред.)», — так отозвался о россиянине в 2023 году в подкасте DW для франкоязычных программ по Африке QuiQuoiComment бывший член парламента Центральноафриканской Республики Жан-Пьер Мара. Он заявил также, что хотя официально речь идет о российских инструкторах, на самом же деле это «вагнеровцы», владеющие компаниями.
Планируемая российская военная база в Беренго — еще один фрагмент мозаики, с помощью которого Россия явно пытается расширить свое влияние на всю Африку. Сытый говорит в интервью DW: «Центральноафриканская Республика — это своего рода пилотный проект новой африканской политики России». Поэтому многие страны с интересом наблюдают за тем, как развиваются отношения Москвы с Банги.