Немецкий журнал Monopol ежегодно публикует свой рейтинг. В этом году его возглавляет Флорентина Хольцингер, австрийский хореограф, способная довести зрителя до обморока. Замыкает список российский искусствовед.Австрийский хореограф и перформансистка Флорентина Хольцингер признана самой влиятельной художницей года. По версии немецкого культурологического журнала Monopol, который ежегодно публикует рейтинг ста самых влиятельных людей в сфере искусства, работы австрийского хореографа «имеют визуальное и эмоциональное воздействие, которое никого не оставляет равнодушным, и в мире искусства сегодня ей нет равных». Такое обоснование журнал дает в своем декабрьском номере, который поступит в продажу в Германии в пятницу, 22 ноября.
Художница, которая способна довести зрителя до обморока
Напомним, что Флорентина Хольцингер, известная любовью к провокациям, уже не раз вызывала в театральном мире настоящий переполох. Ее последняя постановка «Sancta», которую в ноябре показали в Государственном оперном театре Штутгарта, содержит возрастную рекомендацию «18+» и демонстрирует живой лесбийский секс. Трехчасовой спектакль основан на одноактной опере немецкого композитора Пауля Хиндемита (Paul Hindemith) «Святая Сусанна», в котором сюжет вращается вокруг монахини Сусанны и ее либидо. Как предупреждает в описании постановки сам театр: «В этом спектакле показаны откровенные сексуальные действия, а также содержатся сцены и описания (сексуального) насилия. Демонстрируются настоящая и искусственная кровь, прокалывание тела и нанесение ран. В спектакле используются стробоскопические эффекты, высокая громкость и благовония». После нескольких показов некоторым зрителям пришлось оказывать медицинскую помощь.
В рейтинге не только люди
На втором месте в рейтинге Monopol — не персона, а город. «У мира искусства появилась старая новая европейская столица», указывает издание. Речь, конечно же, о Париже, которая находится в эпицентре культурной жизни: многочисленные музеи, частные галереи, выставки привлекают внимание огромной аудитории.
На третьем месте — израильская мультимедиа-художница Яэль Бартана, работающая сегодня в Берлине. «Во многих своих фильмах и проектах она продемонстрировала способность эстетически отражать политические вопросы и уклоняться от простых лозунгов», — так Monopol обосновал свой выбор. В этом году Яэль Бартана представила Германию на международная художественной выставке — биеннале в Венеции. В парке Джардини она показала свои видеоинсталляции, скульптуры, постеры — и модель космического корабля для путешествия к неизвестным галактикам. «Мы, люди, так много разрушили, что должны покинуть это место и дать Земле восстановиться, — объяснила она свой постапокалиптический проект в интервью информационному агентству dpa. — Может, корабль когда-нибудь вернется, и мы исправимся». Космический корабль как метафора понятия «тиккун» (исправление мира) в иудаизме — попытка художницы дать свой ответ на страх перед будущим.
Среди самых влиятельных людей — российский искусствовед
Среди влиятельных людей искусства — Майя Хоффман, ставшая первой женщиной-президентом главного швейцарского кинофестиваля в Локарно. Список 100 самых влиятельных людей искусства закругляет российский искусствовед и куратор Екатерина Деготь, которая родилась в Москве. Российский арт-критик, куратор, искусствовед, специалист по русскому искусству XX-XXI веков, кандидат искусствоведения, член-корреспондент Российской академии художеств, в 2014 году покинула Россию и с тех пор живет в Европе.
Журнал Monopol подчеркивает, что его рейтинг — это не оценка рыночной стоимости художника или объекта, это фиксация момента: лучшие выставки, блестящие идеи, города, пульсирующие культурной жизнью.