Сто лет назад работа на кухне была лишенной удобств и затратной по времени. Но архитектору из Вены пришла в голову новаторская идея. Так появился прототип современного кухонного гарнитура со встроенной мебелью.»Если бы я знала, что мне придется всю жизнь говорить об этой проклятой кухне, я бы никогда ее не построила!» — сказала 100-летняя Маргарете Шютте-Лихоцки (Margarete Schütte-Lihotzky) в интервью в 1998 году. C этой «проклятой кухней» она вошла в историю архитектуры и произвела революцию в жизни домохозяек. Сегодня — 100 лет спустя — ее считают не только пионером социальной архитектуры. Маргарете Шютте-Лихоцки также была активисткой женского движения и прославилась как героиня сопротивления нацистской диктатуре. На протяжении всей своей жизни она стремилась улучшить жизнь других людей своими работами — будь то социальное жилье или ее самое известное изобретение — «франкфуртская кухня».
Архитектура для облегчения быта
Промышленная революция в конце 19-го века вызвала огромные социальные перемены. Научно-технический прогресс набирал скорость, население стремительно росло. Многие люди переезжали из сельской местности в города, чтобы работать на новых фабриках. Условия жизни в перенаселенных городах характеризовались отсутствием гигиены, болезнями и нищетой.
Людские нужды и страдания особенно волновали молодую венскую студентку-архитектора Маргарете Шютте-Лихоцки: в 1917 году она готовилась к архитектурному конкурсу и разрабатывала проект жилого комплекса для семей рабочего класса. Чтобы понять, в чем действительно нуждаются жильцы, она посетила перенаселенные многоквартирные дома.
Тогдашнее переосмысление задач архитектуры, которое заключалось в отходе от декоративного стиля в сторону «новой вещественности», сыграло ей на руку. Важнейшим аспектом нового способа застройки была функциональность. Именно эту философию — «форма следует за функцией» — Маргарета Шютте-Лихоцки воплотила в своих проектах. Для нее архитектура всегда была тесно связана с реальной жизнью и всеми ее социальными проблемами. Такое отношение было во многом обусловлено ее происхождением.
Маргарете Шютте-Лихоцки родилась в 1897 году в интеллигентной венской семье среднего класса. Ее мать была связана с венской художественной средой, вращалась в пацифистских и феминистских кругах и вела активную общественную жизнь. Под ее влиянием Маргарита уже с ранних лет интересовалась политикой и смотрела за пределы своего социального горизонта. Она понимала, что многие люди живут не так хорошо, как она. Все это сформировало ее понимание искусства, дизайна и архитектуры и в конечном итоге привело к победе в конкурсе, для участия в котором она отправилась в венские трущобы.
Кухня для социальных новостроек
В отличие от только что основанной в Веймаре школы Баухауc, которая уделяла особое внимание не только функциональности, но и искусству дизайна, Маргарита ограничивалась чисто функциональным назначением своих проектов. Это делало производство и воспроизведение ее творений простым и недорогим — независимо от того, были ли это жилые комплексы или мебель.
После Первой мировой войны в опустошенной Европе срочно требовалось жилье, причем быстро строящееся и дешевое. Повсеместно возводились новые жилые комплексы с социальным жильем для растущего рабочего класса и для тех, кто потерял свои дома во время войны.
Во Франкфурте-на-Майне директор строительного департамента Эрнст Май (Ernst May) запустил жилищную программу «Новый Франкфурт» и поставил цель ликвидировать нехватку жилья всего за десять лет. Май поручил Маргарете Шютте-Лихоцки, известной своими прагматичными концепциями, разработать проект подходящей кухни. Эта кухня должна была оптимально вписываться в ограниченное пространство новостроек и в то же время улучшить будни жильцов.
20-летняя Маргарете принялась за работу. Она измеряла, рассчитывала и подсчитывала расходы: сколько шагов должна сделать домохозяйка, чтобы попасть из пункта А в пункт Б? как она передвигается? где находятся необходимые ей предметы? как она сможет присматривать за детьми, пока работает на кухне?
В результате получилось следующее: комната длиной 3,44 метра и шириной 1,96 метра с раздвижными стеклянными дверями, открывающими вид на гостиную, и большим окном. Кухня Маргариты должна была точно вписаться в эти размеры, одинаковые для всех новостроек Франкфурта. Ее отдельные модули должны были быть изготовлены промышленным способом в большом количестве: шкафы от пола до потолка, столешница, мойка с решеткой для стекания воды, ящики для кухонных отходов и алюминиевые лотки для самых важных кухонных ингредиентов.
Чтобы развеять первоначальное скептическое отношение к этому новому типу кухни, была развернута рекламная кампания. Глава городского строительного ведомства Эрнст Май лично прорекламировал изобретение Маргариты как «созданное женщиной для женщин».
За что критиковали «франкфуртскую кухню»
Так появилась «франкфуртская кухня», которая произвела революцию в домашнем хозяйстве. Точнее: в работе домохозяек. Ведь именно за это изобретение Маргарет на волне растущего феминизма того времени и критиковали. Упреки заключались в том, что эффективность этой кухонной конструкции еще больше привязывает женщин к плите. Тем не менее они были неоправданными — намерением Маргарете как раз-таки было облегчить бремя, лежащее на женщинах, она чувствовала себя непонятой.
Несмотря на всю критику, «франкфуртская кухня» принесла международное признание. Заказы поступали со всего мира; один только министр труда Франции хотел установить 260 тысяч гарнитуров. Это было успешное изобретение, но не единственная заслуга Маргарете Шютте-Лихоцки. В начале 1930-х в составекоманды немецких и австрийских архитекторов она участвовала в строительстве соцгородов в СССР — в частности, проектировала детские сады в Магнитогорске и Новокузнецке, строила детскую мебель. После аншлюса Австрии в нацистской Германией она вела подпольную коммунистическую борьбу против нацистов. Была арестована и едва избежала казни.
Однако самым известным наследием Маргареты Шютте-Лихоцки и по сей день остается «франкфуртская кухня». Идея многофункционального кухонного пространства осталась прежней — вплоть до встраивания в гарнитур «умных» холодильников и духовых шкафов, которыми можно управлять через мобильные приложения. При этом дизайнерские решения полны разнообразия — будь то минималистичная кухня-лофт в индустриальном стиле или уютная кухня в загородном доме, стильный ряд в отдельной кухонной комнате или гостиная открытой планировки с кухонным блоком. Принцип, лежащий в основе всех современных кухонь, восходит к идее Маргарете: получить максимум от кухни, приложив как можно меньше усилий. С «франкфуртской кухней» она создала прототип всех встроенных кухонь.