Президент Трамп хочет, чтобы Украина в обмен на финансовую и военную помощь предоставила США доступ к своим редкоземельным металлам. Что Киев может предложить Вашингтону и миру?Президент США Дональд Трамп привязал продление финансовой и военной помощи США Украине к условиям. По его словам, Вашингтон продолжит помогать Украине, если Киев пообещает поставлять в США редкоземельные металлы. По словам Трампа, Украина уже готова к этому.
Киев ранее действительно сигнализировал готовность предоставить странам Запада доступ к редкоземельным металлам Украины. Это один из пунктов «плана победы» Владимира Зеленского, который он представил, в том числе и США, еще в сентябре 2024 года, когда еще не было известно, кто станет новым хозяином Белого дома. Украинский президент говорил тогда и с Трампом. Зеленский обещал государствам, поддерживающим Киев, «обеспечить прибыль на инвестиции» и упомянул природные ресурсы Украины, в частности «критически важные металлы ценой в триллионы долларов».
Редкоземельные металлы — незаменимы для современной промышленности
Редкоземельные металлы являются незаменимыми при производстве многих современных приборов, в частности смартфонов или электромобилей, а также других высокотехнологичных продуктов. Кроме того, они незаменимы в оборонной промышленности и аэрокосмической отрасли.
На данный момент львиную долю производства редкоземельных металлов, которые использует промышленность во всем мире, контролирует Китай. К примеру, он обеспечивает около 40 процентов потребностей ЕС в этих ресурсах, отмечается на сайте Всемирного экономического форума. Среди других ключевых поставщиков, по этим данным, — Австралия, Южная Африка, Канада и Бразилия.
Чтобы уменьшить зависимость от Пекина, Евросоюз и США в последние годы работают над тем, чтобы развить и увеличить добычу критического сырья в других странах мира. К такому сырью относятся, в частности, уран, титан, литий, графит, никель, алюминий. По данным Центра энергетической безопасности НАТО, объем рынка критического сырья за последние пять лет удвоился, достигнув 320 миллиардов долларов США. По прогнозам, через пять лет он снова вырастет вдвое.
Потенциал Украины в области критического сырья — огромный
Как отмечают энергетические эксперты НАТО, Украина имеет потенциал стать одним из ключевых поставщиков многих критических природных ресурсов, диверсифицировав таким образом глобальные цепи поставок «многих из них, если не всех». Согласно опубликованному на сайте Центра энергетической безопасности НАТО отчету, Украина имеет потенциал стать потенциальным ключевым поставщиком таких редких металлов, как титан, литий, бериллий, марганец, галлий, уран, цирконий, графит, апатит, флюорит и никель.
К примеру, украинские залежи титановой руды называют крупнейшими в Европе (семь процентов от глобальных залежей). Кроме того, Украина является одной из немногих стран, где происходит добыча этого сырья, которое является незаменимым, в частности, для аэрокосмической, медицинской, автомобильной и судостроительной отрасли. До полномасштабного вторжения РФ в Украину она была одной из важных поставщиков титана для военной промышленности, отмечается в отчете.
Кроме того, в Украине размещаются одни из крупнейших подтвержденных залежей лития в Европе (около 500 тысяч тонн), критически необходимого для производства аккумуляторов, керамики и стекла. Украина также является пятым по объемам производителем галлия в мире, который важен для производства полупроводников и светодиодов (LED). Помимо этого, Украина — ключевой поставщик неона полупроводниковой чистоты для производства чипов в США.
В докладе на сайте Всемирного экономического форума, опубликованном осенью 2024 года, отмечается, что Еврокомиссия определила Украину как потенциальный источник более 20 критических видов сырья. «Европе следует в дальнейшем способствовать экспорту (природных ресурсов. — Ред.) из Украины; вступление Украины (в ЕС. — Ред.) могло бы усилить устойчивость промышленности Евросоюза и поддержать «зеленый переход» (на менее вредные для окружающей среды и климата источники энергии. — Ред.), увеличив внутреннюю добычу критического сырья», — отмечается в докладе.
Украина хочет стать частью сырьевой стратегии ЕС
Потенциал Украины в вопросе поставок критических природных ресурсов для промышленности во всем мире осознают и в Киеве. «У нас существенные запасы урана, титана, лития, графита, бериллия, мы имеем стратегически выгодное расположение в контексте ЕС, развитую логистическую инфраструктуру и высокую компетентность для разведки и добычи ископаемых», — отмечал в конце января на конференции в Киеве по стратегическим природным ресурсам, соучредитель аналитического центра We Build Ukraine Александр Кубраков, бывший министр инфраструктуры и вице-премьер Украины.
Впрочем, критики обращают внимание на то, что для оптимального развития сектора добычи критического сырья нужна координация со стороны власти, стабильная регуляторная база, приемлемая для бизнеса фискальная политика и, наконец, инвестиции. Смогут ли США в случае получения контроля над теми или иными залежами критического сырья в Украине дать толчок структурным изменениям, пока говорить рано. В то же время власти в Киеве уже отчитываются о первых шагах в этом направлении и называют конкретные планы.
«Сейчас мы делаем открытость данных по этим минералам, наработали много нормативно-правовых актов», — сказала на конференции в Киеве первый заместитель министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины Елена Крамаренко. По ее словам, стратегическая цель — «включить Украину в сырьевую стратегию ЕС».
Часть месторождений редкоземельных металлов оккупирована РФ
Но ключевой преградой на пути добычи критических природных ресурсов Украины остается война России против Украины. Точных данных о том, сколько именно запасов редкоземельных металлов находится под контролем РФ, а сколько — расположены опасно близко к зоне боевых действий, нет.
Украинские эксперты в разговоре с DW уже говорили о посягательстве России на как минимум два известных месторождения лития в Украине — в Крутой Балке в Запорожье и вблизи поселка Шевченко в Донецкой области. Сейчас территория, на которых расположены оба месторождения, оккупирована. Поэтому из четырех известных месторождений под контролем Украины остались только два.