«Сокровище Вельфов» — предмет исков о реституции с 2008 года. С тех пор Фонд прусского культурного наследия провел несколько исследований обстоятельств продажи ценностей. Но дело до сих пор остается открытым.Решение затянувшегося спора о так называемом «Сокровище Вельфов» (Welfenschatz) в очередной раз отложено. В основе этого дела — вопрос о том, является ли продажа коллекции средневековых ценностей, совершенная в 1935 году консорциумом, в который вошли известные арт-дилеры еврейского происхождения, вынужденной сделкой под давлением национал-социалистов и поэтому может быть признана недействительной, или же ценности перешли в собственность немецкого государства законным путем за рыночную стоимость, и поэтому их не нужно возвращать наследникам.
Почему снова заговорили о «Сокровище Вельфов»
В среду, 5 февраля, немецкий Фонд прусского культурного наследия (Stiftung Preußischer Kulturbesitz), один из главных участников этого процесса, заявил, что столкнулся с «конкурирующими претензиями со стороны нескольких заявителей». Поэтому, как поясняется на сайте Фонда, сначала «необходимо рассмотреть претензии, касающиеся, в частности, прав отдельных заявителей», а также прояснить «некоторые оставшиеся открытыми вопросы» в связи с документами Элис Кох (Alice Koch). Последняя была вдовой инвестора, связанного с консорциумом владельцев «Сокровищ Вельфов».
Как заявляют адвокаты со ссылкой на новые архивные документы, чтобы получить возможность покинуть страну, женщине пришлось под давлением нацистов заплатить внушительную сумму в качестве «налога на бегство из «рейха»» (Reichsfluchtsteuer), учрежденного во время «Великой депрессии». Получить деньги для уплаты Элис Кох смогла лишь потому, что была продана часть коллекции «Сокровище Вельфов».
После того, как все вопросы будут прояснены, Фонд будет готов повторно передать дело на рассмотрение комиссии по возвращению награбленного нацистами имущества.
Клаудиа Рот (Claudia Roth), госминистр по вопросам культуры и СМИ в ведомстве федерального канцлера, выразила надежду на то, что Фонд прусского культурного наследия и Комиссия по возвращению награбленного нацистами имущества смогут быстро прояснить ситуацию на фоне появившихся открытых вопросов. Во многих случаях, связанных с реституцией, Фонд «продемонстрировал, что он с необходимой решительностью и тщательностью делает все для того, чтобы добиться справедливых и честных решений», — цитирует агентство epd представителя Клаудии Рот.
Что говорят стороны конфликта
Первые иски о реституции потомки торговцев произведениями искусства начали подавать в 2008 году. Наследники обвинили ФРГ в отказе выдать им средневековые реликвии, хотя, как они уверены, речь идет о награбленном нацистами искусстве. Фонд прусского культурного наследия, в чьем ведении находятся артефакты, является соответчиком.
Истцы настаивают, что тогдашние владельцы были вынуждены продать часть коллекции под давлением нацистов и по заниженной в несколько раз стоимости. При таких обстоятельствах, по их мнению, акт купли-продажи противоречит нормам права и сделка должна быть признана юридически недействительной. Они добиваются признания объектов коллекции произведениями искусства, неправомерно захваченными национал-социалистами, и, на основании этого, возвращения ценностей законным владельцам. По экспертным оценкам, сегодняшняя стоимость оспариваемых произведений составляет около 260 миллионов евро.
В свою очередь Фонд прусского культурного наследия, зарекомендовавший себя как институт, выступающий за справедливое решение спорных вопросов в отношении награбленного нацистами искусства и вернувший законным наследникам более 350 произведений, включая картины известных мастеров, и более тысячи книг, продолжает утверждать, что пока не располагает фактами, подтверждающими, что акт продажи был вынужденным. Также многократно подчеркивалось, что речь не идет о награбленном нацистами. Такое заключение вынесла еще в марте 2014 года Комиссия по возвращению награбленного нацистами имущества, в которую входят независимые юристы, историки и эксперты-искусствоведы, и которая занимается вопросами реституции. Комиссия пришла к выводу, что «Сокровище Вельфов», относящееся сегодня к числу самых ценных экспонатов берлинских музеев, перешло в собственность государства легальным путем, и потому нет необходимости возврата объектов наследникам их прежних владельцев.
Что такое «Сокровище Вельфов»
В «Сокровище Вельфов» входят драгоценные алтарные образы, декоративные кресты, изделия из золота и драгоценных камней, изготовленные в XI — ХV веках и переданные Брауншвейгскому собору в качестве пожертвований от благородных рыцарских родов. Согласно инвентарному списку 1482 года, реликвии собора насчитывали 140 объектов. Один из самых известных предметов — золотой крест с мощами, предположительно, раннехристианских святых, украшенный драгоценными камнями.
В середине XVII века сокровища были переданы во владение и стали считаться частной собственностью рода Вельфов — одной из старейших европейских династий. В 1928 году герцог Эрнст-Август Брауншвейгский (Ernst-August von Braunschweig-Lüneburg) решил расстаться с фамильными драгоценностями. Немецкие музеи были заинтересованы в приобретении легендарного сокровища, однако не смогли выполнить поставленные условия. Осенью 1929 года обедневший аристократ продал оптом 82 объекта консорциуму, ключевую роль в котором играли антиквары еврейского происхождения — арт-дилерcкие компании Захариаса Макса Хакенброха (Zacharias Max Hackenbroch), Исаака Розенбаума (Isaak Rosenbaum), Сэми Розенберга (Saemi Rosenberg) и Юлиуса Фалька Гольдшмидта (Julius Falk Goldschmidt). Покупатели заплатили за собрание Вельфов примерно 7,5 миллиона рейхсмарок. На последовавших до 1932 года выставках и аукционах почти половина экспонатов коллекции церковной утвари была продана в США. Покупателями стали как музеи, так и коллекционеры. В июне 1935 года оставшиеся 42 объекта из коллекции, находившиеся на тот момент в банковском сейфе Амстердама, приобреда Пруссия для государственных музеев Берлина.
С 1963 года «Сокровище Вельфов» экспонируется в Берлинском музее прикладного искусства. Эксперты отмечают, что судебное решение по «Сокровищу Вельфов» может стать прецедентом для других похожих дел. Ранее суд в США отклонил иск наследников бывших владельцев, поскольку рассмотрение этого вопроса не входит в его компетенцию.