71544492 403 Deutsche Welle USAID, Казахстан

USAID в Казахстане. Офис закрыли, а споры продолжаются

В Казахстане не утихают споры вокруг USAID. Один из депутатов даже предложил провести проверку НКО, связанных с агентством. Есть опасения, что в стране появится закон об «иноагентах». С чем это связано?Ныне закрытое в Алматы представительство Агентства США по международному развитию (USAID) работало в Казахстане с 1992 года. За все 33 года своей деятельности какой-либо критике со стороны правительства или депутатов оно не подвергалось. Напротив, на государственном уровне позитивно оценивали взаимодействие с USAID в сфере здравоохранения, экологии, туризма, судопроизводства, сельского хозяйства и логистики. Согласно сообщениям в СМИ, только в 2024 году USAID выделило Казахстану на различные программы в общей сложности 15,2 миллиона долларов. Из них более 10 миллионов долларов были направлены на поддержку здравоохранения, образования, гуманитарную помощь и другие проекты, связанные с государственными программами.

Нападки депутата на USAID

5 февраля депутат парламента РК Магеррам Магеррамов от имени состоящей из пяти человек фракции Народной партии Казахстана (НПК), к которым присоединились несколько депутатов от правящей партии Amanat, озвучил в Астане запрос в адрес правительства Казахстана с требованием провести немедленный аудит «дискредитирующих незыблемые ценности» казахстанского общества получателей помощи от USAID. К спонсируемым USAID образовательным, экологическим, инклюзивным и детским программам претензий в запросе не было.

Но, по словам депутата, вопросы вызывают 2 млн долларов, которые в период с 2022 по 2025 годы были потрачены на укрепление прав человека и равенство в Центральной Азии. «Все бы ничего, но исполнитель программы — европейская международная ассоциация лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и интерсексуалов. Это организация, которая реализует программу содействия правительства США в Казахстане! Считаем, что надо разобраться, какие средства, кто получает, какие проекты реализует в нашей стране. Ведь все мы понимаем, что периодический всплеск активности отдельных групп под лозунгом соблюдения прав сексуальных меньшинств происходит не по внутренним запросам нашего общества, а под внешним воздействием, в том числе финансовой поддержке извне», — заявил депутат Магеррамов.

При этом он подчеркнул, что женские марши и лесби-парады в центре Алматы с попытками их организации в других городах, являются результатом деятельности организаций, которые распространяют «растлевающие молодежь и подрастающее поколение, чуждые для Казахстана идеологии». Многим это выступление депутата показалось неожиданным.

Кому понадобился фейковый отчет по USAID

Через несколько часов после него казахстанская общественность начала активно обсуждать появившийся в соцсетях якобы «прощальный видеоотчет» от USAID. В двухминутном ролике сообщалось, что в своей деятельности в Казахстане Агентство США по международному развитию в основном сделало упор на поддержку ЛГБТ-сообщества, правозащитных организаций и независимых СМИ.

Указывались и суммы в миллионы долларов, которые якобы по линии USAID получили оппозиционные журналисты, правозащитники и представители гражданского общества. В этот «отчет» поверило немало людей. И лишь подключение фактчекеров, заметивших, что видеоролик опубликован с ошибками в тексте и только на русском языке при отсутствии англоязычной и казахскоязычной версий, несколько сбавило накал страстей. Тем не менее зерно сомнений фейковый отчет все же посеял. Судя по комментариям в социальных сетях и форумах онлайн-изданий, даже известные общественные деятели продолжают верить, что USAID активно финансировало критикующие власть СМИ и НПО. В итоге появились даже требования «закрутить гайки», принятием закона об «иноагентах», для выявления работающих в интересах других стран журналистов, правозащитников и общественных деятелей.

После закрытия USAID начнут «закручивать гайки»?

После выступления Магеррамова и распространения фейкового видеоотчета получить комментарии от тех, кто финансировал свои проекты с помощью USAID, оказалось довольно сложно. Одни отказались говорить что-либо. Другие заметили, что в текущей нервной ситуации не хотели бы лишний раз «давать повод властям для принятия жестких мер в виде какого-нибудь закона об «иноагентах». Третьи «закрыли тему», обратив внимание на то, что одновременно с «волной негатива в адрес USAID» на сайте Комитета государственных доходов появился очередной «список иноагентов» казахстанского образца, где указываются даже личные данные получателей денег из-за рубежа и их имущество.

Имеющий опыт работы в госструктурах, включая администрацию президента Казахстана, медиа-технолог из Астаны Артур Нигметов в своем комментарии DW заметил, что не удивлен этой истеричной реакцией в Казахстане, ставшей заметной после приостановки деятельности USAID. Он отмечает, что новое руководство США само дало для этого повод, подвергнув обнулению и делегимитизации многолетнюю работу их Агентства по международному развитию. По этой причине он не исключил вероятности «закручивания гаек» в отношении отдельных представителей гражданского общества, журналистов и правозащитников, получавших зарубежные гранты.

«Определенно риск есть. Существует реальная угроза, что в разных странах начнется очередная волна «охоты на ведьм». Сотни людей на данный момент оказались в весьма уязвимом положении. Трамп и Маск открыли «ящик Пандоры», который может вызвать необратимые и катастрофические последствия для правозащитников и независимых журналистов. Но я очень надеюсь, что наши власти проявят здравый смысл и не станут подыгрывать этим агрессивным манипуляциям», — заметил в своем комментарии DW Артур Нигметов.

В Казахстане появится закон об «иноагентах»?

Надеется, что в Казахстане не будет «закручивания гаек» в отношении получателей иностранной помощи и один из самых известных в Казахстане правозащитников Евгений Жовтис. По его мнению, несмотря на нынешний ажиотаж вокруг проектов USAID, каких-то серьезных последствий, кроме дискуссий в соцсетях и отдельных СМИ, не будет. «Все это — обострение политической борьбы. Раз в США раскритиковали деятельность USAID, у некоторых лиц в нашей стране появилась возможность напомнить о своем существовании. Я думаю, что президент Трамп, господин Маск и госсекретарь Рубио очень скоро вернутся к программам помощи, поскольку они очень важны для многих стран. Хотя нельзя сбрасывать со счетов и популярный в авторитарных государствах российский нарратив о том, что USAID якобы причастен к различным «цветным революциям», — заметил в беседе с DW Евгений Жовтис.

Кстати, пророссийскими активистами Евгений Жовтис достаточно часто упоминается, как один из основных получателей помощи от USAID. В том же фейковом видеоотчете ему приписали получение от американцев якобы трех миллионов долларов, что вызывает удивление у правозащитника. В беседе с DW он заметил, что до его отставки вся деятельность возглавляемого им Казахстанского международного бюро по правам человека (КМБПЧ) всегда была абсолютно прозрачной. За прошедшие тридцать с лишним лет ни он сам, ни КМБПЧ не получили от USAID ни цента.

«Мы никогда не финансировались USAID. У нас было несколько проектов, которые поддерживались рядом организаций, имеющих в том числе и гранты от Агентства США по международному развитию. Но все эти проекты не имели какого-либо отношения к политике. Мы, например, изучали юридическую помощь, которая оказывается лишенным свободы лицам и детям-сиротам. Последний проект был связан с созданием библиотеки по правам человека. Мы защищаем права человека, поскольку Казахстан прописал их в Конституции и ратифицировал международный договор», — подчеркнул Евгений Жовтис.

Грозит ли что-то ЛГБТ в Казахстане

Несколько пессимистичнее в отношении ближайшего будущего настроена Жанар Секербаева. Будучи соучредителем нерегистрируемой в Казахстане с 2017 года женской правозащитной группы ЛГБТ «Феминита», она допускает ухудшение положения гражданского общества, в том числе и через возможное принятие аналога российского закона об «иноагентах».

«К сожалению, мы часто копируем российские практики. Это говорит о том, что Казахстан не является полностью независимой страной. Я не совсем понимаю, почему суверенное государство не может разработать свой путь? Нельзя во всем копировать соседа, ведущего войну!», — заявила Жанар Секербаева, которая, как и Евгений Жовтис, категорически отвергла распространяемую в соцсетях и ряде СМИ информацию, что феминистские и ЛГБТ-организации получали финансирование от USAID.

«У нас есть проекты с неполитическими американскими и международными организациями. Поэтому мы продолжаем свою работу. И все наши партнеры и партнерши сейчас объединяются для поиска новых решений, чтобы наши инициативы не зависели от какой-то одной страны. Наш активизм продолжается. В этом году в Алматы состоится второй лесбийский курултай. Мы открываем школу по правам человека. Что-то готовится к 8 марта», — сообщила DW Жанар Секербаева, порекомендовав депутатам заниматься делами своих партий и парламентских комитетов, в которые они входят. «Было бы идеально, чтобы они еще помнили, что Казахстан является правовым государством», — подчеркнула соучредитель казахстанской группы ЛГБТ-женщин «Феминита».

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle