Суд в Берлине признал за двумя срочниками из России право на защиту в Германии. Правозащитники говорят, что это может иметь последствия и для других бежавших от мобилизации в РФ.Административный суд Берлина вынес решение по делам двух запросивших убежище в Германии россиян призывного возраста еще 20 января: оба получили субсидиарную защиту. Это решение может иметь последствия и для других россиян, бежавших от участия в войне в Украине. В пресс-релизе 31 января суд пояснил, что «Германия должна предоставить субсидиарную защиту российским мужчинам, которым грозит призыв на срочную военную службу и участие в агрессивной войне против Украины в нарушение международного права”.
Об этом решении и его последствиях DW поговорила с правозащитниками и самими уклонистами.
Детальный анализ положения дел в армии РФ
Истцом в одном из двух дел, с которым удалось ознакомиться DW, выступил 19-летний россиянин, который бежал из России с семьей в 2022 году из-за угрозы мобилизации. Сначала Федеральное ведомство по вопросам миграции и беженцев (BAMF) отказало ему в убежище с формулировкой «маловероятно, что проситель будет направлен на фронт в Украину» и постановило депортацию.
Но молодой человек опротестовал это решение в суде и выиграл. Суд признал, что в случае возвращения в Россию соискателя с высокой вероятностью призовут в армию и отправят на войну в Украину, где он либо погибнет, либо будет вынужден участвовать в военных преступлениях. А в случае отказа от службы ему грозит уголовное преследование.
Мотивировочная часть решения на 44 страницах включает в себя подробный анализ положения дел в российской армии. Там, к примеру, отмечается ежегодный рост числа призывников, проанализированы потери российских войск, а также описана практика отправки срочников в зону боевых действий и принудительной вербовки в армию. В своем анализе ситуации суд ссылается на отчеты ООН, Human Rights Watch, Еврокомиссии, материалы российских правозащитных организаций, публикации российских и немецких СМИ.
Правозащитники: суд действительно разобрался в проблеме уклонистов
«Это вселяет надежду, потому что в этом случае суд действительно разобрался в проблеме, — прокомментировал решение суда в разговоре с DW Руди Фридрих (Rudi Friedrich), руководитель немецкой организации Connection, которая помогает уклонистам не только из России. — Это задает новый стандарт в том, какие факты приводятся и как они оцениваются”.
Кроме того, отметил Фридрих, суд не просто принял решение, но и выпустил пресс-релиз. «Это говорит о том, что для них важно было подать пример: мы должны защитить этих людей», — отмечает правозащитник.
Руководитель юридического отдела Движения сознательных отказчиков Артем Клыга считает, что решение берлинского суда представляет собой очень детальный разбор рисков для мужчин призывного возраста в России. «Если этот судебный акт устоит, его можно будет использовать как аргумент, оспаривая все отказы BAMF в предоставлении убежища срочникам, — считает он. — Прецедент усиливает позиции других россиян, избегающих срочной службы и мобилизации».
Решение суда не окончательное и касается только срочников
Но есть две важные детали: решение Административного суда Берлина неокончательное и может быть оспорено вышестоящим Высшим административным судом Берлина-Бранденбурга. В конце августа 2024 года этот суд вынес противоположное решение в схожем деле. Тогда суд отверг аргументы истца, 22-летнего чеченца, насчет возможного призыва в армию и отправки на войну и посчитал, что в России срочникам не грозит отправка в зону боевых действий.
Кроме того, речь в решении Административного суда Берлина идет только о срочниках — мужчинах в возрасте 18-30 лет, подлежащих призыву на срочную военную службу. «Сейчас из-за военных действий в Курской области, из-за огромного количества изменений, направленных в основном на срочников, легче доказать реальный риск того, что их отправят на войну. С теми, кто в запасе, сложнее», — поясняет Клыга.
Убежище для уклонистов из РФ в Германии — политический вопрос
В 2022 году власти Германии обещали защиту тем россиянам, кто не хочет участвовать в войне в Украине, но на практике все оказалось не так просто. Всего, по данным Федерального ведомства по вопросам миграции и беженцев (BAMF), за прошлый год из 2 529 вынесенных решений по запросам на убежище в Германии мужчин из России в возрасте от 18 до 45 лет лишь 107 были положительными: это всего чуть больше четырех процентов.
Клыга считает, что для защиты российских уклонистов в Германии не хватает политической воли. И сейчас, когда ужесточение миграционной политики стало главной темой предстоящих в конце февраля парламентских выборов, а победят на них, с высокой вероятностью, консерваторы из ХДС/ХСС, ждать послаблений не приходится. «Если тренд в Германии не изменится, что мы уже видим по голосованиям в бундестаге (по резолюции и закону об ужесточении миграции. — Ред.), то, я боюсь, договариваться с политиками будет сложно», — говорит Клыга.
Что говорят о решении суда другие соискатели убежища
Некоторые уклонисты из России, с которыми пообщалась DW, говорят, что последнее решение берлинского суда дало им хоть какую-то надежду. Например, Александр Руднев, который пока еще ждет ответа BAMF по своему делу и параллельно ищет адвоката, чтобы в случае отказа подать апелляцию. «Я считаю, что у меня для этого есть все основания. Когда нас позвали убивать украинцев, мы уехали из страны в знак протеста. Это поступок”, — говорит он. Вместе с другим просителем убежища из России, Олегом Пономаревым, они запустили петицию, чтобы обратить внимание на судьбу уклонистов из РФ. К моменту публикации статьи петицию подписали более 700 человек.
С надеждой воспринял новость и Анатолий Тараненко. Ему в убежище уже отказали. Сейчас он, его жена и трое детей находятся в ожидании суда для обжалования этого решения. Анатолий признается, что ему страшно: «Если нас депортируют, нет гарантии, что жену не разлучат с детьми, а меня не посадят». Анатолий уехал из России из-за политического преследования и с целью избежать отправки на войну.
Другой соискатель убежища из России — Павел Ярыгин — не считает, что решение берлинского суда как-то может повлиять на его дело, ведь в Германии нет прецедентного права. Больше чем за делами других уклонистов из РФ Павел следит за предвыборной обстановкой в ФРГ. «Германии предстоит смена правительства. И какая позиция будет у BAMF по нашим делам при новом правительстве, этого я предсказать не могу», — говорит он.