12 мая в эфире российского федерального канала «Россия 1» вышел почти 15-минутный репортаж о Грузии. Ведущий программы Дмитрий Киселев отметил, что материал рассказывает о «переменах в стране». СОВА решила показать на примере одного репортажа, как работает пропаганда Кремля в Грузии.
Культура и искусство
Репортаж Максима Киселева начался с известной в советское время песни про Тбилиси. «Признание в любви древнему городу летит, как и полвека назад», — автор с первой минуты сюжета как бы дает понять, что будет ностальгировать по прошлому вместе со зрителем.
За песней следует эпизод из любимого фильма практически для всех, кто родился в СССР. В кадре с фирменной улыбкой появляется Вахтанг Кикабидзе. Он, кстати, больше десяти лет не ездит в Россию на гастроли. После войны 2008 года. Но об этом «России 1» не упоминает.
Далее автор интересуется судьбой киностудии «Грузия-фильм». «Площадка, где снимали самое доброе в союзе кино», — говорится в сюжете. При этом на «России 1» опускают важную деталь: наряду комедиями про советскую жизнь грузины сняли, к примеру, и «Покаяние» Тенгиза Абуладзе.
Автор сюжета использует еще один важный прием пропаганды – полуправду. Он говорит, что грузинские режиссеры продолжают получать награды на международных кинофестивалях. И это правда. При этом он указывает на «потерю огромного российского» кинорынка, который, стоит отметить, сейчас переживает не самые лучшие времена.
В сюжете особо отмечается работа русского Грибоедовского театра. Автор говорит, что с «90-х стены и сцена — не просто хранители великой культуры, но и линия ее обороны». Основателя театра царского наместника Михаила Воронцова «Россия 1» называет главным русским Грузии.
«Нес «Русский мир» не под грохот канонады, а музыку театральных оркестров», — заявляет журналист.
Вино
От высокого искусства к грузинскому застолью. Автор дает понять, что семилетнее эмбарго на грузинскую продукцию со стороны России пошло грузинским производителям только на пользу. И с этим сложно не согласиться. Здесь вновь срабатывает эффект полуправды. В сюжете говорится, что Грузия не в состоянии конкурировать с известными французскими винами, поэтому возвращается в Россию. При этом известно, что за прошедшие годы грузинская винная продукция уверенно укрепляет свои позиции в Европе и Азии.
Вождь
От вина к диктатору: «продажа гарантирована, если на этикетке приписка «любимое вино Сталина»». Хотя автор забывает уточнить, что подобный маркетинговый ход в Грузии, в основном, рассчитан на российского потребителя. Так же, как и бесконечные экскурсии в Гори — на родину Иосифа Сталина, куда так тянет серверных соседей.
Русский язык и экономика
«Едва не погибнув десять лет назад, он все-таки продержался», — с ликованием отсылает к событиям 2008 года автор, размышляя о положении русского языка в Грузии.
«Туда, где он почти как дома жил почти 200 лет, его возвращает экономика», — заключает Максим Кисилев.
На кадрах — узкие улочки Тбилиси и москвичка Елена, которая три года «продает квадратные метры старого города».
«Теперь почти исключительно нашим людям. Российские инвесторы в два счета выиграли войну за тбилисские дворики у Турции и Эмиратов», — это пассаж из сюжета «России 1».
Единоверие
В заключение сюжета самый эффективный метод влияния на Грузию – религия. В кадре пещерный храм Вардзия, который, по словам автора сюжета, освобождали русские солдаты.
«Эти стены помнят, как Царица Тамара поднималась от реки босиком к скальному храму, чтобы помолиться перед битвой и завоевателей, которые жгли и грабили монастырь веками, но главное — русских солдат, освободивших эти земли. Что дало возможность монахам вновь вернуться в кельи».
Впрочем, образ русского солдата в сознании современного грузина — это военнослужащие 58-й армии, которые в 2008 году сжигали грузинские села.