Где российское гражданское общество сотрудничает с украинским, как вдохнуть жизнь в активизм, едва теплящийся в РФ, и кто из ее оппозиционеров самый легитимный? Репортаж DW с антивоенного конгресса.В Брюсселе 8 и 9 апреля прошел третий Конгресс антивоенных инициатив, на который съехались более трехсот активистов, представителей групп гражданского общества, политических деятелей и экспертов. Большинство участников конгресса — россияне, прибывшие не только из стран иммиграции или временной релокации, но и прямо из России. Многие участвовали в мероприятиях анонимно. Именно поэтому журналистов попросили не публиковать материалы о конгрессе, пока все делегаты не разъедутся.
Участие в антивоенном конгрессе — это риск
Фотографировать также было запрещено всем, кроме официального фотографа, в каждом зале специально пометили места для тех, кто не желал попасть на фото, а съемки интервью велись только в отведенных для этого «слепых зонах». Место проведения конгресса тоже до последнего момента держали в секрете. «Помните, что для некоторых из нас участие в этом мероприятии связано с серьезным риском», — подчеркивалось в правилах безопасности.
Приехали на конгресс и украинцы, сотрудничающие с россиянами в антивоенных проектах. Один из них — People First — «Люди превыше всего». Это международная кампания за освобождение людей, насильно удерживаемых в результате российского вторжения в Украину, которую активисты развернули на фоне попыток мирного урегулирования под руководством США.
Ее инициаторы добиваются того, чтобы первоочередным вопросом на будущих мирных переговорах стала судьба тысяч украинских гражданских лиц, удерживаемых российским государством, тысяч украинских и российских военнопленных, удерживаемых обеими сторонами, тысяч украинских детей, депортированных в РФ и сотен российских политзаключенных, лишенных свободы за протесты против войны.
Депутаты Европарламента в дни конгресса пообещали инициативной группе настаивать на включении этого вопроса в повестку будущих мирных переговоров по Украине, на участие в которых рассчитывает Европейский Союз.
Взаимодействие украинского и российского гражданских обществ спасает жизни
Вокруг кампании «Люди превыше всего» объединились российские правозащитники из общества «Мемориал» и украинские из Центра гражданских свобод и Харьковской правозащитной группы. Хотя сами они с такой формулировкой не согласились. «Мы не объединяемся с правозащитниками из других стран, мы всегда поддерживаем друг друга. Нас очень мало, поэтому когда выигрывают одни — выигрывает весь мир», — сказала DW Анастасия Головненко из Центра гражданских свобод.
Она напомнила, что украинские организации не имеют доступа к местам на временно оккупированных территориях и в РФ, где содержатся военнопленные, депортированные дети, незаконно заключенные гражданские и политзаключенные. «Поэтому российские коллеги из «Мемориала» — те самые, что в 90-х работали с российскими архивами, чтобы мы имели возможность вместе доказать, что голод и репрессии в середине ХХ века были сознательной политикой сталинского режима, — сейчас помогают нам получить информацию о жертвах российских военных преступников, которые так же сознательно пытаются уничтожить украинскую нацию», — говорит правозащитница.
Для украинской стороны помощь российских коллег — единственный способ узнать о судьбе тех, кого удерживает РФ, чтобы с одной стороны собрать доказательную базу для будущего трибунала, а с другой — передать людям гуманитарную помощь, письма и приложить все усилия, чтобы они дожили до дня освобождения.
Представители украинского и российского гражданского обществ взаимодействуют в гуманитарных проектах, связанных с поддержкой заложников российского режима и защитой их прав, доказыванием военных преступлений, международным лоббированием санкций против РФ и продвижением международного правосудия в отношении российских военных преступников. «Это те сферы, в которых наше партнерство сильно повышает эффективность», — подчеркнул в беседе с DW вице-президент Free Russia Foundation Григорий Фролов.
Он рассказал, что с момента аннексии Крыма в 2014 году сотрудничество между представителями украинского и российского гражданского обществ выражается в конкретных действиях и направлено на поддержку пострадавшего населения. Например, в российских уголовных процессах могут принимать участие только адвокаты с российской лицензией. «Даже если мы понимаем, что дело выиграть нельзя, даже просто участие адвоката в процессе, когда он может разговаривать с подопечным, повышает шансы на то, что человека не будут пытать, что с ним будут нормально обращаться, что с ним будет связь и переписка», — рассказал Фролов.
Его организация поддерживает проект «Пошук. Полон», который помогает находить и поддерживать украинских военнопленных и гражданских заложников внутри российской системы, поскольку российская сторона их прячет. И если по удерживаемым Россией военным хотя бы можно подать запрос, то «гражданских просто не существует», говорит он, поэтому для помощи им нужно прилагать гораздо больше усилий: «Даже если сейчас в результате предварительных переговоров пойдет тренд на перемирие, то мы понимаем, что будем искать людей по тюрьмам еще многие годы».
За три года полномасштабной войны РФ против Украины представители украинских и российских организаций поняли, где именно от них требуется взаимодействие. «И это не про «мир во всем мире», а для того, чтобы конкретные люди не погибли, а конкретные военные преступники когда-нибудь предстали перед международным правосудием», — резюмировал Григорий Фролов.
Предотвращение безнаказанности, региональная журналистика, помощь дезертирам…
Отдельная сессия на конгрессе была посвящена эффективным механизмам привлечения международных преступников к ответственности. Международные эксперты поделились успешными кейсами, обсудили нестандартные решения и вместе определили необходимые меры по борьбе с безнаказанностью. Например, они пришли к выводу о необходимости продолжения тщательной документации всех совершаемых россиянами в Украине преступлений в расчете на будущее правосудие, в том числе и применение универсальной юрисдикции. Здесь был даже рассмотрен пример судебного иска украинца, поданный в Аргентине для расследования пыток со стороны российских военных на оккупированных территориях Украины.
В другом зале параллельно обсуждали, как жить и работать со стигматизирующими и опасными статусами «иностранного агента», «нежелательных», «экстремистских» или «террористических» организаций.
Был на конгрессе семинар по региональной журналистике в сегодняшней России, дискуссия о стратегиях российского гражданского общества, дебаты о помощи отказникам от военной службы и дезертирам, сессия о противодействии пропаганде в школах и работе с подростками в нынешних условиях.
«Вдохнуть жизнь» в российское гражданское общество
Конгресс антивоенных инициатив — детище Платформы гражданских, антивоенных и гуманитарных инициатив. Это самоуправляемый альянс из более 90 инициатив и 40 с лишним индивидуальных активистов — горизонтальная организация, члены которой также провели семинар о горизонтальном подходе как альтернативе иерархическим структурам и его преимуществах.
Такой подход убедил спонсоров — с момента своего запуска в 2022 году конгресс получил поддержку МИД Германии, а с 2023 года — Еврокомиссии. Эту модель противопоставляют другим акторам российской оппозиции.
«С моей точки зрения, эта группа имеет гораздо большую легитимность, чем самопровозглашенные лидеры российской оппозиции, потому что эта группа пытается использовать горизонтальный подход, — сказал DW на конгрессе немецкий чиновник. — Эта платформа заслуживает того, чтобы быть услышанной и играть важную роль, когда речь заходит о России завтрашнего дня. Я думаю, что люди здесь представляют нечто большее, чем Ходорковский, Каспаров или кто-то еще, кто выступает на большой сцене, но не имеет за собой никакой структуры».
Подобной сети активистов раньше не существовало, но теперь она способна из Европы «вдохнуть жизнь» в гражданское общество в России, отметил, открывая конгресс, глава отдела России во внешнеполитической службе Евросоюза Дирк Шюбель (Dirk Schuebel). «Россия нуждается в изменениях, а вы — важные агенты этих изменений», — сказал он, обращаясь к собравшимся. И хотя никто из них не питает иллюзий по поводу влияния гражданского общества на политическую повестку в РФ, цель Платформы и ее партнеров — сберечь низовые организации и структуры, а также продолжать диалог о будущем России.