Белорусские демократические структуры ощущают последствия прекращения помощи со стороны США. СМИ лишились до 50% бюджетов, правозащитники — около трети. Подробнее — в материале DW.США продолжают сокращать зарубежную помощь. Недавно стало известно об отмене ряда грантов, в том числе гранта «Реагирование на дезинформацию с помощью креативного контента в Беларуси» на 2,4 миллиона долларов. Эта новость стала очередным проявлением тренда на приостановку финансовой поддержки белорусских демократических сил, медиа и гражданского сектора. Насколько сильно эта тенденция скажется на их работе — в материале DW.
Независимые СМИ потеряли 50% своих бюджетов
Больше всего от отмены поддержки США пострадает работа медиа, правозащитников и общественных организаций, считает главный советник Светланы Тихановской Франак Вячорка. По словам политика, американская помощь для этих секторов составляла до 50 процентов от общего объема поддержки.
«Речь, навскидку, идет о 5-8 миллионах долларов в год, которые ранее выделялись на медийный контент, образовательные программы, обмены, культурные проекты, конференции, помощь репрессированным, — говорит Франак Вячорка. — У организаций станет меньше возможностей нанимать людей или платить гонорары внешним экспертам. Некоторые из этих организаций до сих пор работают внутри страны, медиа работают с белорусской аудиторией».
Заместитель председателя Белорусской ассоциации журналистов Борис Горецкий подтверждает, что негосударственные медиа потеряли до 50 процентов средств: «Сразу после прекращения поддержки США БАЖ опросила редакции о потерях. Многие проекты лишились значительной части финансирования, некоторые — финансирования вообще. У нас еще нет полной картины трагедии, но мы видим, что пока коллеги продолжают эффективно работать, некоторые редакции работают без средств, и нам важно говорить о необходимости любой возможной поддержки медиа».
Прежде всего медиаотдел, а также правовая работа по вопросу вывоза детей с оккупированных украинских территорий лишились финансирования в Народном антикризисном управлении (НАУ). Именно эти направления работы, как рассказал DW заместитель руководителя НАУ Артем Брухан, поддерживались грантами США.
«Американская помощь составляла около 25 процентов финансирования нашей команды, но это далеко не большие деньги, — делится Артем Брухан. — Сейчас мы ищем альтернативные варианты, пока никакие контракты не подписаны, и хоть работа не остановлена, мы вынуждены сокращать людей».
Ближайшие полгода будут решающими для организаций
Большая «просадка» в активности и возможностях ожидается в правозащитном секторе, говорит глава фонда BySol Андрей Стрижак. По его словам, американская помощь составляла около 30 процентов бюджета всего направления.
«Сокращение финансирования — большая проблема для правозащитной деятельности, потому что ее сложно монетизировать, — объясняет активист. — Благодаря гибридному подходу BySol в меньшей степени зависит от институционального финансирования: мы, например, работаем в том числе с ресурсными возможностями белорусов и белорусок. Но работа команды и административные расходы почти пять лет покрывались за счет доноров. Поэтому перед нами тоже стоит вызов, как обеспечить устойчивость организации. Фонд BySol точно продолжит существовать, но будет ли работать в тех же объемах — открытый вопрос».
Пока организация работает на 100 процентов своих возможностей, поскольку имеет резервы и договоренности с партнерами и донорами. В это время Андрей Стрижак планирует изменить общую бюджетную картину: «Ресурсы США были очень значимыми для нас, и теперь мы вынуждены искать не просто средства на замену тем, что ушли, но кардинально новые подходы к финансированию. Думаю, перед таким вызовом стоит большинство организаций в секторе. Это не четырехлетний перерыв, пока Трамп у власти, не какой-то эксцесс — это явная тенденция, в условиях которой нам всем предстоит жить. Институциональных доноров в таких объемах, как раньше, под Беларусь больше не будет».
По словам Андрея Стрижака, решающими для многих организаций станут ближайшие полгода. Пока вопрос о закрытии направлений деятельности в BySol не стоит, но в фонде проводится оптимизация расходов.
Белорусские демсилы будут работать в любых условиях
Потребности демократических сил, по словам Франака Вячорки, значительно меньше, чем, например, медиа и гражданского сектора. Кроме того, Офис Светланы Тихановской и Объединенный переходный кабинет в основном финансируются европейскими фондами.
«Не думаю, что можно говорить о кризисе, мы всегда жили в кризисной ситуации, на политические структуры деньги никто давать не хочет, зарубежная помощь, как правило, выделяется на общественную, культурную, информационную деятельность, — объясняет политик. — Поэтому у нас оптимизированные организации, не так много людей, которые работают каждый день, некоторые работают на волонтерских условиях. В целом это пара десятков человек. Часто мы обращаемся к партнерам, чтобы они сделали часть работы, потому что у нас нет возможности ее оплатить».
Американская помощь белорусским демократическим силам, по словам Франака Вячорки, в основном выделялась на проведение мероприятий, таких как конференция «Новая Беларусь», образовательные инициативы, семинары, тренинги.
«Безусловно, прекращение поддержки США создает новые сложности, даже запланированные и обещанные на мероприятия средства не будут компенсированы. Через месяц, например, мы проводим Конференцию белорусов и белорусок мира — все приедут на нее за свой счет. Многие белорусские организации сталкиваются с большими проблемами, но другие народы и движения в разных странах мира столкнулись с тем же самым. Все ищут решение, думаю, мы, белорусы, тоже его найдем».
Чтобы хотя бы частично компенсировать потерю финансирования США, Офис Светланы Тихановской ведет переговоры с европейскими партнерами о поддержке белорусских организаций. Среди прочего, как результат, Швеция увеличила помощь медиа и образовательным проектам, Латвия, Эстония, Швеция и Норвегия усилили поддержку репрессированных, Германия продлила проект поддержкирепрессированных на год, дополнительное финансирование отдельным инициативам предоставили Люксембург и Фландрия.
«Если говорить о США, еще несколько месяцев мы не будем знать, что из помощи останется, — говорит Франак Вячорка. — Новая администрация предпочитает работать не через имплементаторов, а оказывать помощь напрямую. Будет ли она считать нужным помогать Беларуси, зависит в том числе от нашей работы — белорусский вопрос нужно как следует пролоббировать в Вашингтоне».
Визит Светланы Тихановской в Вашингтон, по словам ее советника, состоится в ближайшее время.