72956000 403 Deutsche Welle саудовская аравия

Саудовская Аравия и Иордания защищают Израиль от Ирана?

Позиция 21 государства Ближнего Востока, Африки, а также Пакистана и Турции, ясна: в совместной декларации, опубликованной в начале недели, они выразили «категорическое неприятие и осуждение наблюдаемых в последнее время нападений Израиля на Исламскую Республику Иран, которые происходят с 13 июня 2025 года». Израиль должен прекратить «военные действия» против Ирана, отмечается в документе. Его авторы также выразили «серьезную озабоченность этой опасной эскалацией, которая грозит иметь серьезные последствия для мира и стабильности во всем регионе».

Среди стран, подписавших декларацию, также значатся Иордания и Саудовская Аравия. Что, впрочем, не мешает обеим странам хотя бы косвенно вмешиваться в израильско-иранский конфликт. И Амман, и Эр-Рияд сбивали над своим воздушным пространством иранские ракеты, летевшие в сторону Израиля.

Иорданские военные подтвердили это в своем заявлении. Аналогичного заявления от саудовцев не поступало. Однако эксперты считают подобные действия решенным вопросом.

Позиция Аммана и Эр-Рияда чревата внутриполитической напряженностью

Если Иордания и Саудовская Аравия будут следовать такой линии, это может вызвать напряженность, особенно в сфере внутренней политики. Жители обоих государств традиционно испытывают определенную антипатию к Израилю. Особенно это касается Иордании. 60% ее населения составляют либо выходцы с палестинских территорий, либо их предки.

Соответственно, для королевской семьи в Аммане трудно легитимировать поражение иранских ракет в воздушном пространстве Иордании. Поэтому король и вооруженные силы ссылаются в данном случае на принцип самообороны. Согласно ему, воздушное пространство страны не может быть пересечено иностранными государствами, такими, как Иран, без разрешения иорданских властей. «Это послание — «мы только защищаем сами себя, сбивая (иранские ракеты. — Ред.)» — повторяется по всем каналам», — подчеркивает Эдмунд Радка (Edmund Radka), глава представительства Фонда Конрада Аденауэра (Konrad-Adenauer-Stiftung, KAS) в Аммане.

Оценивая внутриполитическую ситуацию в стране, Ратка указывает на то, что в апреле Иордания после ликвидации террористической ячейки запретила исламистское движение «Братья-мусульмане». Запрет стал ответом властей на растущую готовность к радикализации, особенно среди части молодого населения страны. Поэтому для правительства тем важнее не представить поражение иранских ракет как акт солидарности с Израилем, считает политолог Штефан Лукас (Stefan Lukas), исполнительный директор аналитической и консалтинговой компании Middle East Minds. Однако, полагает Лукас, «это решение нагнетает дополнительную напряженность».

Иордания, отмечает Радка, не хочет, чтобы ее воспринимали как страну, защищающую Израиль: «Потому что Израиль в основном воспринимается иорданским населением как агрессор». Но то же самое относится и к Ирану. «Мы регулярно проводим опросы в Иордании. И они уже много лет показывают, что здесь нет большой симпатии к Ирану. Это связано с тем, что Иран рассматривается как государство, которое постоянно вмешивается в дела арабских стран с дестабилизирующими намерениями», — поясняет глава представительства KAS в Аммане.

Прагматичное решение Аммана

У Иордании есть совершенно прагматичные причины для решения сбивать иранские ракеты, продолжает Лукас из Middle East Minds, ссылаясь на соглашение о безопасности, заключенное королевством с Соединенными Штатами в 2021 году. «Иордания не стала бы открыто выступать против США или Израиля, потому что она слишком сильно зависит от США и в некоторой степени от Израиля — как в финансовом плане, так и в сфере политики безопасности», — поясняет Лукас.

В принципе, используя указанные аргументы, иорданское правительство ставит себя в затруднительное положение. Ведь если оно действительно заботится о защите своего национального воздушного пространства, то должно также последовательно выступать против присутствия в нем израильских ВВС.

Исходя из всего, что на данный момент известно, Израиль не нарушает воздушного пространства Иордании при своих атаках на Иран, говорит Эдмунд Радка. «Поэтому иорданское правительство может с некоторым основанием утверждать, что оно будет бороться с любыми нарушениями своего воздушного пространства. Но на самом деле оно борется только с теми, что совершаются Ираном», — уточняет Радка.

Курс Саудовской Аравии

Власти Саудовской Аравии также находятся в щекотливом положении. Перед тем как подписать совместную декларацию 21 арабского и исламского государства, осудивших действия Израиля, Эр-Рияд назвал Иран «братским» — риторически очень сильный сигнал солидарности, который Саудовская Аравия обычно посылает только в сторону арабских стран. Однако за пределами официальной риторики, убежден Штефан Лукас, саудовцы придерживается совершенно иного курса: «Неофициально Саудовская Аравия определенно участвует в действиях против Ирана».

Этот курс основан на сотрудничестве в области политики безопасности, особенно в сфере разведки. «Саудовская Аравия поставляет данные со своих радаров и разрешает доступ (в свое воздушное пространство. — Ред.) израильской авиации, прежде всего в северной части страны, над которой в основном пролетают иранские ракеты. Мы наблюдаем, что Саудовская Аравия очень благосклонна к Израилю», — констатирует Лукас.

Кроме того, королевство на протяжении десятилетий зависело от защиты американских военных в противостоянии со своим заклятым соперником Ираном. Хотя в последнее время Эр-Рияд и Тегеран снова сблизились, их отношения все еще остаются непрочными. По этой причине в данный момент Саудовская Аравия, скорее всего, будет полагаться на защиту США в случае каких-либо сомнений.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle