Формально Баку зависит от Москвы в экономическом отношении сильнее, чем она от него. Но в условиях войны и санкций значение даже небольших партнеров для Кремля резко возрастает.Новый конфликт между Россией и Азербайджаном, вызванный массовыми задержаниями членов азербайджанской диаспоры в Екатеринбурге (и гибелью двух задержанных), не утихает несколько дней. Уровень эскалации выше, чем полгода назад — после гибели самолета «Азербайджанских авиалиний», следовавшего из Баку в Грозный и, согласно имеющимся данным, сбитого российской ПВО.
Россия не угрожает Азербайджану, а лишь расследует преступления, «в том числе против азербайджанцев», заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. По его словам, диалог идет — на уровне главы Следственного комитета России и генерального прокурора Азербайджана.
Однако со стороны Азербайджана примирительных жестов не видно. Дальнейшая судьба граждан России, которых накануне брутально задержали в Баку, остается неизвестной. Сегодня азербайджанские СМИ подлили масла в огонь, сообщив о возможном закрытии русскоязычных школ.
Такая реакция выглядит неожиданной от страны, которая по формальным признакам является младшим партнером России. Чем рискует Баку и почему он готов идти на обострение?
Чем и в каких объемах торгуют Россия и Азербайджан
Товарооборот России и Азербайджана в 2024 году составил $4,8 млрд, следует из данных азербайджанского Государственного таможенного комитета. Россия детализированную таможенную статистику после начала войны с Украиной публиковать перестала. Экспорт азербайджанской продукции в Россию снизился на 1,5% и составил $1,2 млрд, тогда как импорт российских товаров увеличился на 14,5% — до $3,6 млрд.
В итоге Россия заняла третье место среди торговых партнеров Азербайджана — после Италии (общий товарооборот — $11,39 млрд) и Турции ($6,13 млрд). Но с этими двумя странами объемы торговли в прошлом году снизились, как и весь внешнеторговый оборот Азербайджана. С Россией товарооборот за прошлый год вырос на 10%, за первые пять месяцев этого года — на 25% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего.
Основу российского экспорта в Азербайджан составляют нефть, газ и нефтепродукты (24% — в январе-апреле), драгоценные металлы (29%) и продукция металлургии (7%). Азербайджан поставляет в Россию в основном фрукты и овощи (около половины всего экспорта), а также пластмассы (более 25%).
Кто от кого зависит сильнее: Азербайджан от России — или наоборот
На первый взгляд, Азербайджан зависит от России почти критически, тогда как Россия от Азербайджана — не слишком. Доля России во внешнеторговом обороте Азербайджана превышает 10%, доля Азербайджана в российской внешней торговле в прошлом году составила всего 0,6%.
«Быстро найти замену российскому рынку не получится: Европа и страны Персидского залива предъявляют жесткие требования к качеству, а логистика туда дороже, — рассуждает директор Центра исследований международной торговли Президентской академии в Москве Александр Кнобель. — Внутренний рынок Азербайджана не сможет впитать весь объем, это приведет к падению цен для производителей, сокращению посевов и росту безработицы в селах».
Однако для России, которая находится под беспрецедентным санкционным давлением, любой партнер, готовый поддерживать с ней торговлю, приобретает «непропорционально высокое значение», отмечает региональный аналитик Кирилл Кривошеев: «Российский экспорт нефти и газа через Азербайджан заметно вырос после того, как Россия потеряла доступ к значительной части европейского рынка вслед за вторжением в Украину».
Почему Россия заинтересована в хороших отношениях с Азербайджаном
В первую очередь, хорошие отношения с Баку важны Москве именно в сферах, в которых она пострадала от международных санкций. Например, Азербайджан входит в число стран, через которые Россия может получать товары двойного назначения, которые необходимы ее военно-промышленному комплексу.
После начала войны Турция, согласно данным собственной статистики, резко — более чем в полтора раза — увеличила закупки товаров двойного назначения на Западе и поставляет их в ряд соседних с Россией стран, в том числе в Азербайджан. При этом, как обнаружила в своем расследовании газета Financial Times, эти государства сопоставимых объемов импорта в своей статистике не отражают. Продукция как будто теряется — а на деле, скорее всего, оказывается в России, считают авторы расследования.
Некоторые проекты — на виду. Азербайджан важен России для транзита товаров в торговле с Ираном и странами Персидского залива, обращает внимание Кирилл Кривошеев. Вместе с другими партнерами Москва и Баку развивают транспортный коридор «Север-Юг» — железнодорожный маршрут, соединяющий Россию с Индийским океаном через Иран.
Также на повестке дня — увеличение торговли газом. Еще в начале года обсуждался вариант, при котором Азербайджан наращивает поставки в ЕС через газотранспортную систему Украины (Владимир Зеленский выразил согласие), а для внутреннего потребления закупает соответствующий объем у России.
Наконец, до гибели самолета «Азербайджанских авиалиний» Москва и Баку обсуждали допуск азербайджанских авиакомпаний на рынок внутрироссийских перевозок, который находится в сложном положении из-за нехватки воздушных судов.
Какой урок можно извлечь из конфликта между Россией и Азербайджаном
Азербайджан и Россия, как бы ни развивался текущий конфликт, вряд ли разорвут отношения — экономическая взаимозависимость заставит их поддерживать сотрудничество, считают эксперты. Но жесткость, с которой реагирует Баку, позволяет предположить, что Москве будет сложно диктовать условия этого сотрудничества.
«Готовность Баку бросить вызов Москве сигнализирует о сдвиге в региональном балансе сил — Азербайджан заявляет о себе как о более независимом игроке, — рассуждает эксперт вашингтонского Института Кеннана Максим Трудолюбов. — Баку больше не желает играть роль уступчивого младшего партнера. Это ключевой сюжет для зарубежных политиков — он подсвечивает уязвимые точки Москвы и демонстрирует, как региональные державы начинают оспаривать ее влияние».