46022342 403 Deutsche Welle Нойшванштайн

Замок Нойшванштайн — новый памятник Всемирного наследия. История и фотографии

12 июля 2025 года замок Нойшванштайн и три другие резиденции Людвига II в Баварии были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.В субботу, 12 июля 2025 года сразу четыре достопримечательности Германии получили статус памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО — замок Нойшванштайн, замок Линдерхоф, Новый дворец Херренкимзе и Королевская усадьба на Шахене. Решение было принято на заседании специального комитета этой организации в столице Франции Париже, рассмотревшего и одобрившего немецкую заявку под названием «Построенные мечты» («Gebaute Träume»).

Как было указано в заявке, королевские резиденции Людвига II следует рассматривать в качестве гезамткунстверка — единых произведений искусства. Резиденции Людвига II входят в число важнейших памятников эпохи историзма и позволяют проследить процесс развития инсценирования как феномена XIX века.

Первый камень и покровители Нойшванштайна

Замок Нойшванштайн был заложен 5 сентября 1869 года. Подготовительные работы на месте начались еще раньше — нужно было взорвать часть скалы, разровнять участок, подготовить фундаменты и проложить дорогу.

Сам заказчик — баварский король Людвиг II — на торжественной церемонии не присутствовал. В этот день он находился в замке Берг. В фундамент были замурованы королевская грамота, строительные планы, портрет Людвига II на фарфоре и по одному экземпляру каждой из баварских монет, выпущенных со времени вступления этого монарха на престол. Святыми покровителями стройки были провозглашены Дева Мария и французский король Людовик IX.

Нойшванштайн на фотографиях и иллюстрациях

Белый замок, как лебедь, над лесом парит

В любом замке есть что-то мистическое, загадочное. Практически каждый мог быть или может стать местом действия какой-нибудь сказки, древней легенды или романтической истории — о любви, коварстве, победе добра над злом.

«На высокой скале, где на фоне небес
Дикой чащей разросся чернеющий лес,
Где среди тишины водопад лишь шумит,
Белый замок, как лебедь, над лесом парит…»

Нойшванштайн — немецкий эталон сказочного замка — спрятался на скалистом склоне в тиши Баварских Альп. Высокие деревья, словно бывалые солдаты, охраняют дорогу к нему, укрывая ее своими пышными кронами. В них богатым уловом, как рыба в сетях, плещутся лучи яркого горного солнца.

Этот замок построили, простите за умышленный повтор, по мотивам сказок, древних легенд и романтических историй — о любви, коварстве, победе добра над злом. «Местом действия» он не был, скорее — местом бездействия. На каждом шагу и по замку, и на подступах к нему — смесь реальности и вымысла, истории и легенд.

В позапрошлом веке здесь по горным дорогам на конной упряжке, наслаждаясь одиночеством и одновременно страдая от него, по ночам любил кататься баварский король Людвиг II. В последние годы своей жизни он все больше и больше становился отшельником, окончательно ушедшим в собственный вымышленный мир, населенный героями легенд — о Парсифале, Тангейзере, Лоэнгрине…

«Сказочный король» (Märchenkönig), как его называют, часто поднимался вверх по ущелью к горному мосту Мариенбрюке (Marienbrücke), названному так в честь его матери — принцессы Марии Фридерики Прусской. С моста замок виден как на ладони. В такие вечера по приказу Людвига II во всех помещениях Нойшванштайна зажигали свет, чтобы под звездным небом он мог издали любоваться своей резиденцией — приютом коронованного затворника, театром одного зрителя, в котором оперы давали только для него. В наши дни укромный уголок на мосту давно превратился в смотровую площадку для миллионов туристов.

Во время таких прогулок Людвиг II любил представлять себя в образе мифического Рыцаря Лебедя — Лоэнгрина, иногда даже переодевался в его костюм. Согласно легенде, этот загадочный рыцарь появляется на озере в лодке, которую тянут лебеди. Он должен спасти деву, но она никогда не должна спрашивать о его происхождении… Однако не будем пересказывать весь сюжет, который лег в основу оперы «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера (Richard Wagner).

Согласно другому преданию, сама баварская династия Виттельсбахов, к которой принадлежал Людвиг II, берет начало от средневековых рыцарей, замок которых располагался здесь у «Лебединого озера» — Шванзее (Schwansee). Они владели им несколько столетий, начиная с XII века, но затем покинули эти альпийские места. Старый замок постепенно превратился в руины, на которых отец Людвига II — Максимилиан II построил свою летнюю резиденцию Хоэншвангау.

Основой для плана замка Нойшванштайн, куда мы сейчас держим путь, с его романтическим антуражем и остроконечными тонкими башнями стали эскизы декораций, которые театральный художник Кристиан Янк (Christian Jank) подготовил к постановке вагнеровского «Лоэнгрина». В строительстве участвовали архитекторы Эдуард Ридель (Eduard Riedel) и Георг фон Дольман (Georg von Dollmann). При проектировании также использовались планы средневекового замка Вартбург (Wartburg), ставшего в XIX веке одним из главных символов немецкого романтизма.

Нетипичная история

Обычно, когда речь заходит о немецких замках, историю каждого из них можно рассказывать бесконечно долго. Они строились, перестраивались, переходили из рук в руки и от поколения к поколению, подвергались осадам, разрушались и восстанавливались, их хозяева совершали подвиги или отвоевывали себе место в летописях с помощью каких-то других трюков, в них подписывали важные соглашения или заключали сделки с далеко идущими последствиями, содержали пленников, заключали браки…

Историю замка Нойшванштайн можно рассказать быстро. Хотя выглядит он издалека старым и загадочным, строительство его было начато в 1869 году и продолжалось 17 лет. Уже через несколько недель после смерти его первого и последнего владельца Людвига II замок открыли для посетителей, чтобы хотя бы частично компенсировать расходы. Вот, в общем и целом, и вся история. Да, раньше на этом месте располагался средневековый замок Шванштайн («Лебединый утес»), но во времена Людвига II от него остались только руины, которые сравняли с землей, чтобы укрепить скалу.

Людвиг II вырос в родовом «Лебедином замке» — Хоэншвангау (Hohenschwangau) — летней и охотничьей резиденции Виттельсбахов, залы которой украшены картинами и росписями по мотивам немецких легенд. Воспитывался принц в строгости, придворная жизнь его угнетала, и юный мечтательный Людвиг искал убежища в романтическом мире сказок, герои которых смотрели на него со стен.

Интроверт, он часами мог разглядывать эти картины, перевоплощаясь, оказываясь участником сюжетов. Сюжет его реальной жизни резко меняется в 1864 году после внезапной смерти короля Максимилиана II. В восемнадцатилетнем возрасте Людвиг II восходит на баварский престол. И уже через пять лет в 1869 году приступает к строительству собственного замка Нойшванштайн рядом с отцовским, в котором по-прежнему проводит много времени.

В Хоэншвангау продолжает жить и его мать, занимая покои королевы, — Людвиг, хотя и был помолвлен, так и не женился. У историков практически не вызывает сомнений тот факт, что высокий и статный король-красавец испытывал страсть к представителям своего пола и всю жизнь был вынужден подавлять в себе эти чувства.

Эрзац реальной власти

Бавария в середине позапрошлого века была монархией конституционной, с сильным правительством в Мюнхене. В начале царствования Людвиг II достаточно энергично участвовал в управлении страной, особое внимание уделял развитию культуры и искусства, продолжая традиции своего отца, но власть его была ограничена.

Обычно дворцы и замки в Европе строились для демонстрации абсолютной власти и могущества их владельцев. В случае с Людвигом II, как указывают историки, ситуация была другой. Его сказочный замок Нойшванштайн был своего рода объектом для проекции внутреннего мира и устремлений, эрзацем, игрушкой. Строился он совсем не для демонстрации власти и вдали от ее центра — Мюнхена.

На возведение Нойшванштайна из государственной казны была израсходована гигантская сумма в размере шести миллионов золотых марок, что в итоге стало последним аргументом для отстранения Людвига II от престола под предлогом его «безумия». Огромные средства из баварской казны были потрачены и на другие резиденции — Линдерхоф и Херренкимзе. Ими Людвиг ограничиваться не собирался.

Нойшванштайн — от Вагнера до Диснея

В потоке пеших туристов мы, без особой спешки, приближаемся к замку Нойшванштайн. Нас то и дело обгоняют ползущие вверх конные повозки. В каждом звуке подков чувствуется уверенная сила. Колоритные баварские извозчики с перьями на традиционных шляпах уже неоднократно покорили Эверест, если сложить вместе все подъемы и спуски между долиной и сказочным замком… Или обогнули экватор. Как кому нравится.

Машины всем приходится оставлять внизу, на одной из парковок в деревушке Хоэншвангау (Hohenschwangau), рядом с которой находится первый из построенных здесь в XIX веке замков — Хоэншвангау. Здесь же расположены и стоянки для автобусов. Наплыв посетителей, до пяти тысяч человек в день, требует особой четкости в организации экскурсий. Процедура напоминает регистрацию и обслуживание авиапассажиров.

У подножья горы, на которой расположен Нойшванштайн, находится своего рода терминал. Билет необходимо приобрести внизу, то есть пройти регистрацию и зарезервировать место в одной из групп еще до подъема к замку. На билете будет указано время начала экскурсии. Оно рассчитано так, чтобы вы успели пешком подняться к замку. Это может занять от 40 минут до 60 минут. На входе каждому посетителю вручают аудиогид с записью экскурсии на выбранном заранее языке. Фотографировать внутри запрещено.

С обзорной площадки, расположенной недалеко от замка, видно, как в холодном зеркале горного озера Альпзее (Alpsee) отражаются покрытие снегом альпийские вершины. Говорят, что оно — самое чистое во всей Германии. Кристально чистое. В это вполне можно поверить. Правее, с другой стороны — сочное зеленое поле, в центре которого из-под земли выросла белая деревенская церквушка. За ней — деревня Швангау (Schwangau) на берегу озера Форггензее (Forggensee). В небе над долиной и скалистыми утесами кружат парапланы.

Чайковский и «Лебединое озеро»

Левее внизу — неоготический силуэт замка Хоэншвангау. Отсюда он кажется огромной шахматной башней — турой, забытой великанами после многовековой партии. Рядом виднеется еще одно озеро — то самое Лебединое озеро (Schwansee), которое кажется самым маленьким в округе, но как раз оно — самое знаменитое. Не в последнюю очередь, благодаря Петру Ильичу Чайковскому.

Чайковский посетил Швангау в 1876 году. В Москве ему был заказан романтический балет на симфоническую музыку. Чайковский вспомнил об опере Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», написанной на сюжет о Рыцаре Лебедя. За вдохновением композитор отправился в Баварию. Тем более что и до России уже дошла молва о загадочном баварском монархе Людвиге II, столь увлеченном этим сюжетом.

Чайковский еще со студенческих лет высоко ценил музыку Вагнера, был ее поклонником, и хотел лично познакомиться с композитором. Их встреча произошла во время этой поездки в Германию — через несколько дней после состоявшейся в Байройте премьеры вагнеровского «Кольца Нибелунгов» … Своим существованием знаменитый Вагнеровский фестиваль в Байройте обязан — помимо самого Вагнера — именно Людвигу II, на деньги которого в этом уютном городке на «Зеленом холме» возвели театр для опер его любимого композитора.

Людвиг II и Вагнер

В феврале 1861 года 16-летний принц Людвиг стал гостем состоявшейся в Мюнхене в его день рождения премьеры оперы Вагнера «Лоэнгрин». Это событие считается ключевым в его детстве, когда образы, сложившиеся в сознании во время многочасовых разглядываний картин и росписей в отцовском замке Хоэншвангау, воплотились на сцене.

Волею судьбы, уже через несколько лет, в 1864 году, 18-летний Людвиг после внезапной смерти отца восходит на баварский престол. Через несколько месяцев происходит его первая личная встреча с Вагнером. Она становится началом тесной дружбы. Композитор в это время испытывает финансовые трудности. Людвиг оплачивает его долги, становится меценатом, хотя это далеко не у всех вызывает одобрение в самой Баварии.

Тонкий ценитель искусств, мистик, личность противоречивая и неординарная, Людвиг искал убежища в мире вагнеровских опер, мифов и легенд, окружавших его с детства. Людвиг мечтал, чтобы Вагнер писал свои оперы в его новом «Лебедином замке», но этой мечте не было суждено сбыться.

«Лоэнгрин», «Лебединое озеро»… На этом запас сюжетов, напрямую или косвенно связанных с альпийским регионом Швангау и его замками, не заканчивается. Следующий пример, о котором нельзя не упомянуть, — образец уже современной интерпретации культурного и архитектурного наследия.

По следам «Спящей красавицы»

Туристы, до посещения Нойшванштайна уже бывавшие в парижском Диснейленде, приехав в Баварские Альпы, сталкиваются с феноменом дежавю. Впрочем, как и все, кто видел «Спящую красавицу» («Sleeping Beauty») — полнометражный мультипликационный фильм Уолта Диснея, вышедший в прокат в 1959 году. Или хотя бы эмблему его студии.

Источником творческого вдохновения при создании экранного замка стал Нойшванштайн. Чтобы еще больше все запутать, добавим, что в фильме звучит музыка из «Лебединого озера» Чайковского. Вот такой вполне «вагнеровский» гезамткунстверк получается — совокупное и универсально произведение искусства. Хотя, наверное, великий композитор с такой вольной трактовкой своего термина вряд ли бы согласился.

Надо отметить, что настоящий замок «Спящей красавицы», если об этом вообще можно вести речь, находится во Франции, а не в Германии. Прототипом для замка в сказке Шарля Перро, вышедшей в 1697 году, стал замок Уссэ (Château d’Ussé), построенный в XV веке в долине Луары в стиле раннего Ренессанса. Немецкий вариант сказки — «Dornröschen» братьев Гримм — появился в 1812 году, а замок Нойшванштайн построили еще позже и без всяких мыслей о «Спящих красавицах».

Как и сказки, замки Уссэ и Нойшванштайн похожи, но прямой связи между ними нет. Кроме того, у Нойшванштайна нет единого прототипа. Он является продуктом фантазии и синтеза, возникший в эпоху историзма, во время которой архитекторы и художники свободно использовали и комбинировали стили предшествовавших столетий. Нойшванштайн является экстремальным проявлением этой эклектики. В этом заключается его притягательная сила. Или сила отталкивающая — в зависимости от точки зрения.

Получается, что для мультфильма и бутафорского замка в Диснейленде за основу взяли замок, построенный по эскизам к театральной декорации, причем, из другой оперы, «Лоэнгрина», а не аутентичный ренессансный замок во Франции. Наверное, это вполне логично, так как логику искать здесь напрасно. Главное — чувства и ассоциации.

Во внешнем облике основными архитектурными стилями Нойшванштайна, которые распознаются невооруженным взглядом, являются неоренессанс и неоготика. Во внутреннем убранстве можно найти еще больше стилей, в том числе, необарочный и мавританский.

Если настоящий замок эпохи Ренессанса — французский Уссэ по воле писателя и по легенде оказался местом действия сказки, то эклектичный Нойшванштайн, наоборот, вырос на сказках — был построен, чтобы воплотить в камне и внутреннем убранстве легенды. Нойшванштайн — декорация к спектаклю, премьера которого, по большому счету, так никогда и не состоялась из-за смерти режиссера и главного зрителя в одном лице, хотя «генеральные репетиции» шли полным ходом.

Загадочная смерть «сказочного короля»

Людвиг II погиб, прожив в еще недостроенном замке всего 172 дня. К моменту смерти была закончена отделка всего лишь одной трети помещений. Людвиг II ушел из жизни при трагических и загадочных обстоятельствах.

8 июня 1886 года врачебная комиссия в Мюнхене объявила его душевно больным. Без личного осмотра и показаний свидетелей. Через несколько дней Людвига II, находившегося в Нойшванштайне, решением правительства объявили недееспособным, взяли под охрану и доставили в замок Берг на Штарнбергском озере.13 июня вечером он отправился на прогулку по берегу вместе с психиатром профессором Бернхардом фон Гудденом (Bernhard von Gudden). Через несколько часов их тела обнаружили в воде.

Людвигу II устроили пышные похороны, а сам он до сих пор считается олицетворением доброго баварского монарха — «единственного подлинного короля XIX столетия», как о нем сказал французский поэт Поль Верлен. Особой тщательностью полицейское расследование трагического происшествия не отличалось. По одной из версий, Людвиг не вынес унижения, захотел утопиться. Профессор пытался ему помешать. Но свидетелей не обнаружилось, поэтому возможны любые варианты. Распространена версия тайного заговора с участием придворных. Смерть Людвига даже называют «самым загадочным убийством XIX века». Место, на котором в воде нашли его тело, сейчас отмечено большим деревянным крестом.

Сам того не подозревая, потратив огромные средства из государственной казны на воплощение своих фантазий, Людвиг II осуществил очень выгодную инвестицию в будущее своей любимой

Баварии — нынешней федеральной земли, столь популярной в наше время среди туристов со всего мира. Он подарил ей один из главных туристических аттракционов.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle