Канцлер Германии Фридрих Мерц подвел перед журналистами в Берлине итоги первых 10 недель своего правления. О внешней политике и войне России против Украины было сказано необычно мало. Репортаж DW.Таким Фридриха Мерца (Friedrich Merz) видели редко. Подводя перед журналистами в Берлине в пятницу, 18 июля, итоги первых десяти недель правления, большинство вопросов к канцлеру Германии было о внутренней политике. Война России против Украины упоминалась вскользь, о согласованной покупке Германией для Киева в США двух ЗРК Patriot — ни слова. Возможно, из-за того, что открытые вопросы по этим комплексам остаются, в частности — сроки поставок из США — Мерц не назвал это одним из своих успехов. Хотя именно он договорился об этом с президентом США Дональдом Трампом. Уже после пресс-конференции корреспондент DW попытался задать Мерцу вопрос о помощи Киеву, но тот лишь вежливо улыбнулся на пути к выходу.
Почему это не стало отдельной темой на первой для Мерца традиционной летней пресс-конференции канцлера? «Не знаю. Возможно, это сейчас не столь релевантно», — сказала DW ведущая мероприятия, журналистка Уте Вельти (Ute Welty) после того, как черный бронированный BMW седьмой серии увез главу правительства в его ведомство на берегу Шпрее.
Главный приоритет Мерца — выход из рецессии
Повестку определяли столичные журналисты, и все же выбор тем выглядел необычно для Мерца, которого за его приверженность к международной повестке называют «канцлером иностранных дел». Возможно, глава Христианско-демократического союза (ХДС)решил подкорректировать имидж, за который его иногда критикуют, в том числе — ультраправая оппозиция из партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). Во вступительном слове Мерц сказал, что «внешняя политика — это всегда и внутренняя политика». Это прозвучало как оправдание. За два месяца после избрания канцлером он много внимания уделяет мировым проблемам, и часто бывает с поездками за границей. Например, в четверг, 17 июля, Мерц посетил Лондон, где подписал договор о сотрудничестве с Великобританией.
Выступая в Берлине, он отметил, что делает ставку на укрепление связей в Европе с Великобританией и Францией, привлекая к согласованию действий также Польшу и Италию. Говоря о Германии, канцлер озвучил три приоритета своего правительства: вывод немецкой экономики из рецессии, ограничение нелегальной миграции и социальную политику, в том числе — доступное жилье, это одна из проблем, которая особенно волнует немцев.
За полтора часа Мерц ответил на десятки вопросов, львиная доля которых касалась главной внутриполитической интриги последних дней — перенесенного утверждения в бундестаге новых судей Конституционного суда. Причина — спор внутри правящей коалиции консерваторов из блока ХДС/ХСС и социал-демократов об одной из кандидатур. Канцлера также спрашивали о миграции, социальной политике, реформе здравоохранения, пошлинах между США и Евросоюзом, войне на Ближнем Востоке.
Что Мерц говорил о войне РФ против Украины
Военные действия Израиля в секторе Газа и против Ирана стали одним из немногих моментов, когда Мерц упомянул о войне России против Украины. Он отверг сравнение войн на Ближнем Востоке и в Украине, отметив, что на Украину напали, и от нее не исходила «никакая угроза» для РФ.
Еще раз о войне в Украине Мерц упомянул вскользь, когда говорил о принятом в пятницу, 18 июля, Европейским Союзом 18-м пакете санкций против РФ. Утверждение затянулось на несколько недель из-за возражений со стороны Словакии. Канцлер рассказал, как «чуть ли не каждый день» звонил словацкому премьеру Роберту Фицо, уговаривая снять блокаду.
Наконец, Мерц говорил и об укреплении бундесвера на фоне войны РФ в Украине и угрозе нападения на НАТО. Канцлер повторил свой тезис о политике сдерживания России: «Мы хотим быть в состоянии защищаться, чтобы нам не пришлось этого делать». Правительство в Берлине собирается выделить в ближайшие годы десятки миллиардов евро на бундесвер, но и на инфраструктуру — мосты, дороги. И это уже внутренняя политика, которой канцлер в этот раз уделил больше внимания.