65663427 403 Deutsche Welle Кыргызстан

Новая попытка цензуры. В Кыргызстане ввели штрафы за «фейки»

В Кыргызстане ввели штрафы за распространение недостоверной информации в СМИ и интернете. Эксперты заявляют, что новый закон о «ложной информации» создает риски для давления на журналистов, активистов или несогласных.В Кыргызстане 21 июля 2025 года вступили в силу поправки в Кодекс о правонарушениях, предусматривающие административную ответственность за распространение недостоверной или ложной информации в СМИ и интернете. Согласно им, для физических лиц установлен штраф в размере 20 тысяч сомов (в пересчете — около 200 евро), для юридических лиц — 65 тысяч сомов (примерно 640 евро). Протоколы о правонарушении будут составлять органы внутренних дел, а рассматривать их будут суды.

В справке-обосновании к законопроекту, предусматривающему поправки в Кодекс о правонарушениях, говорится, что его целью является обеспечение информационной безопасности и прав граждан на получение объективной, достоверной информации. Также отмечается, что на сегодняшний день интернет-пространство и социальные сети стали «главным источником информации». Они приобрели статус не только информационных площадок, мнений, микроблогов, но и стали площадкой по распространению недостоверной (фейковой) информации. Авторы закона считают, что «регулирование средств массовой информации, интернет-пространства не должно оцениваться как цензура, либо ущемление демократических прав и свобод».

Расплывчатые формулировки снижают шансы на справедливое решение

Еще в ходе общественных обсуждений юристы общественного фонда «Институт Медиа Полиси» (ИМП) рекомендовали отклонить законопроект, отмечая, что он противоречит Конституции КР, и в случае его реализации возможны несоразмерные ограничения прав и свобод человека.

По запросу DW в Институте Медиа Полиси пояснили, что вызывает опасения в новом законе. Юристы фонда указывают на то, что в законе не объясняется, какие именно последствия считаются достаточными, чтобы наказывать за распространение ложной информации: «Нет четких критериев, как установить, действительно ли та или иная информация причинила вред, и был ли он вообще».

Кроме того, в законе не предусмотрена разница между обычной ошибкой или добросовестным заблуждением. «Чтобы наказать, не нужно доказывать, что человек заведомо знал, что информация ложная. Достаточно того, что сотрудник милиции сочтет, будто были нарушены чьи-то интересы, и выписывает штраф», — отмечают в ИМП. По мнению юристов, формально закон дает человеку право представить объяснения, доказательства и участвовать в рассмотрении дела. Однако на практике это требует времени, затрат на адвоката и экспертов. Но даже при таких обстоятельствах, поскольку не предусматривается ответственность именно за распространение заведомо ложной информации, а также из-за того, что диспозиция нормы расплывчата, «серьезно снижаются шансы на справедливое решение».

Медиаэксперт: Новый закон приведет к цензуре

В Институте Медиа Полиси отмечают, что ввиду расплывчатости норм и того, что решение отводится на усмотрение сотрудников внутренних дел и суда, существует риск использования нового механизма для давления на журналистов, активистов или несогласных.

Медиаэксперт, журналист-расследователь, главный редактор платформы Checkit Media Асель Сооронбаева подтверждает, что неточные формулировки создают подобные риски: «В законе есть такая оговорка: если публикация в СМИ или пост в социальных сетях ведет к ущемлению прав и законных интересов граждан или это нарушает общественный порядок, в таких случаях могут применить штрафы. И это — опасная оговорка, потому что в последнее время руководители госорганов нетерпимы к критике, поэтому они могут воспользоваться этим для того, чтобы приструнить СМИ».

Собеседница DW подчеркивает, что данный закон повлияет и на работу журналистов. «Журналисты будут сильно цензурировать сами себя. Здесь уже сыграет фактор, насколько человек, о котором будут писать журналисты, будет воспринимать этот материал. Потому что часто бывает так, что фигуранты расследований, главные герои материалов воспринимают даже факты, как личную обиду, то есть не совсем понимают миссию журналистики, миссию watch dog journalism, поэтому нетерпимы к критике, и это однозначно приведет к цензуре», — полагает она.

Что касается размеров штрафов, Асель Сооронбаева отмечает, что они довольно высокие по сравнению со средней заработной платой в Кыргызстане. «Это очень высокая цена за публикацию контента», — говорит она. По данным Нацстаткома КР, в январе-марте 2025 года среднемесячная номинальная заработная плата в республике составила около 40 тысяч сомов (примерно 390 евро).

Контроль над медиа и гражданским обществом

В последние годы в Кыргызстане появился ряд законодательных актов, усиливающих контроль над медиа и гражданским обществом. Среди них — закон о защите от недостоверной (ложной) информации, закон об иностранных представителях, закон о клевете и оскорблении, новый закон о СМИ. Новый закон о «ложной информации» вписывается в этот перечень, создавая дополнительные ограничения, отмечает Институт Медиа Полиси.

Медиаэксперт Асель Сооронбаева не исключает, что под предлогом защиты общества от фейковой информации, данный закон, как и предыдущие, будет использоваться против СМИ, активистов и блогеров как метод давления, цензуры, ограничения свободы слова. Она упоминает закон «О защите от недостоверной информации», принятый в 2021 году, который также называют «законом о фейках». По ее словам, тогда тоже говорили, что нужно бороться с фейками, но в ходе реализации этого закона пострадали только реальные СМИ, которые работают открыто и по журналистским стандартам. К примеру, Азаттык (радио «Свобода» в Кыргызстане. — Ред.), информационный портал 24.kg.

Очередной шаг по ограничению независимой прессы

Международное медиа-сообщество также отреагировало на принятие спорных поправок в Кодекс КР о правонарушениях. Так, расположенный в Нью-Йорке Комитет по защите журналистов (CPJ) опубликовал заявление, в котором назвал данный закон очередным шагом в серии мер по ограничению независимой прессы. «Власти Кыргызстана должны отменить этот закон и прекратить эскалацию правового давления на независимую прессу», — говорится в сообщении.

В заявлении также подчеркивается, что с момента прихода президента Садыра Жапарова к власти в 2020 году Кыргызстан значительно расширил арсенал законов, направленных против прессы, закрывая критически настроенные издания и отправляя журналистов за решетку. Кроме того, 25 июня парламент КР принял законопроект о СМИ, «позволяющий правительству определять, каким лицам и организациям разрешено публиковать новости». В Институте Медиа Полиси согласны, что в Кыргызстане законов, ограничивающих и регулирующих свободу слова, уже предостаточно. Юристы фонда ожидают инициирование ряда проектов нормативно-правовых актов, если закон «о СМИ» будет подписан президентом.

Между тем давление на независимых журналистов продолжается. 20 июля в международном аэропорту «Манас», расположенном недалеко от Бишкека, сотрудники Госкомитета по нацбезопасности КР (ГКНБ) задержали бывшего фрилансера независимого издания Kloop, 19-летнего Кутмана Каленова. Его отпустили в тот же день после 18 часов. В мае этого года несколько бывших и действующих сотрудников данного издания были также вызваны на допрос в ГКНБ. А в начале июля журналистку Канышай Мамыркулову приговорили к шести годам лишения свободы, заменив его на пробационный надзор на четыре года. Несколькими днями позже, 9 июля, этот же районный суд в Бишкеке принял решение о ликвидации независимого телеканала»Апрель ТВ».

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle