![]()
Служба государственной безопасности Грузии заявила, что бывший премьер-министр Ираклий Гарибашвили был допрошен и «полностью признал факт получения незаконных доходов на протяжении многих лет». Как отмечается в официальном сообщении ведомства, в ближайшие дни следствие «на основании имеющихся и дополнительно полученных доказательств» рассмотрит вопрос о квалификации его действий и возможной мере пресечения.
Признанию предшествовали масштабные обыски, проведенные 17 октября в домах Гарибашвили, а также бывшего главы СГБ Григола Лилуашвили, экс-генпрокурора Отара Парцхаладзе-Романова и связанных с ними лиц. По данным следствия, было изъято свыше 7 млн долларов, 136 000 лари наличными, 198 единиц ювелирных изделий и часов, дорогостоящие картины, документация объемом в несколько тысяч страниц, 50 мобильных телефонов и 119 электронных устройств.
Ведомство не уточняет, в какой именно период своей политической деятельности Гарибашвили получал незаконные доходы. За последние годы он занимал ключевые государственные посты – дважды возглавлял правительство, руководил министерством внутренних дел и министерством обороны.
В поле лояльности: до ухода из политики
С момента прихода в политику Ираклий Гарибашвили считался одной из самых приближенных фигур к Бидзине Иванишвили — миллиардеру и основателю правящей партии «Грузинская мечта». Еще до начала политической карьеры он работал в структурах Иванишвили: занимал должности в холдинге Cartu Group, возглавлял благотворительный фонд Cartu и входил в совет Cartu Банка. Вокруг этих компаний сформировалось т. н. «кахетинский клан» – по региону, откуда происходит сам Гарибашвили и его тесть, бывший силовик Тамаз Тамазашвили.
После победы «Грузинской мечты» на выборах 2012 года Ираклий Гарибашвили быстро продвинулся по служебной лестнице: сначала возглавил МВД, а уже через год стал премьер-министром. Его первый срок сопровождался обвинениями в коррупции, кумовстве и непотизме – оппозиция и СМИ указывали, что крупные государственные тендеры выигрывают компании, связанные с его родственниками. В декабре 2015 года Гарибашвили подал в отставку, официально объяснив это личными причинами, однако наблюдатели сочли, что решение было принято Бидзиной Иванишвили на фоне нарастающего внутреннего конфликта.
Впоследствии олигарх в одном из своих интервью коснулся скандалов с участием родственников экс-премьера. Он не стал отрицать возможного кумовства, попытавшись, однако, оправдать Гарибашвили:
«Да, у общества были к нему вопросы относительно его родственников, реакция на это была и у меня, но Ираклий в очень короткий срок достойно справился и с этой проблемой. Оппозиция пыталась раздуть очень незначительные темы! Хотя, т.н. проблему родственников испытываю и лично я. У близких родственников есть желание максимально использовать мой ресурс, из-за чего у нас нередко бывают конфликты…».
Зачистка старой гвардии: в Грузии прошли обыски у бывших высокопоставленных чиновников
Несколько лет спустя Гарибашвили вернулся в политику. В 2019 году он возглавил Минобороны, а в феврале 2021-го вновь занял пост премьер-министра, сменив Георгия Гахария. Второй срок дополнился новой серией громких скандалов – от дорогостоящих поездок семьи и незадекларированных активов до расследований о строительных контрактах, распределяемых без тендеров.
Особенно заметным стал т. н. «чартерный скандал», когда СМИ сообщили, что Гарибашвили сопровождал сына, который отправился на учебу в США транзитом через Германию. Причем в ФРГ они летели на правительственном самолете. Позже в «Грузинской мечте» стали продвигать версию, что дорогостоящий чартерный рейс оплатил отец-пенсионер премьер-министра. Тогда однопартийцы вступились за Гарибашвили.
«Я чартером в Европу не могу полететь, у меня нет такой возможности, если только мне не поможет кто-то из членов семьи, у которого есть такая возможность. Как видно, у семьи [Гарибашвили] есть определенные доходы… Все расходы отражены в декларации… <…> Извините, но мы затрагиваем личные темы и мне очень неловко. Некоторые люди не могли принять то, что его сына приняли в Пенсильванский университет», — заявил на тот момент лидер парламентского большинства Мамука Мдинарадзе.
Потеря иммунитета
После ухода Ираклия Гарибашвили с поста премьер-министра его фигура начала стремительно обрастать слухами и версиями. В политических кругах говорили, что экс-глава кабмина пытался выйти из партии «Грузинская мечта» и даже несколько раз предпринимал попытки покинуть страну. По версии оппозиции, этому якобы воспрепятствовали его бывшие соратники: у Гарибашвили конфисковали паспорт и оказали на него физическое давление.
Один из лидеров коалиции «За перемены» Ника Гварамия заявил, что «у бывшего премьера отняли паспорт, его избили (вывихнули плечо) и держат под постоянным надзором». По словам политика, Гарибашвили «несколько раз пытался бежать из страны», а его нынешнее положение «близко к домашнему аресту».
Сам экс-премьер за почти год на публике показывался только пару раз. После первого заседания парламента XI созыва в ноябре 2024 года он фактически исчез, а в СМИ тиражировались противоречивые сообщения – от слухов о намерении покинуть страну до версий о его участии в создании «контролируемой оппозиции».
В декабре 2024 года телеканал TV Pirveli передавал, что Гарибашвили собирается окончательно уйти из политики и заняться бизнесом, но под давлением партийного руководства воздерживается от заявлений. Позже он лично опроверг эту информацию, заявив, что «остается членом команды».
Но вскоре появились новые сообщения – уже о внутрипартийном конфликте и госпитализации. Телеканал Mtavari Arkhi сообщил, что Гарибашвили попал в больницу «после драки в верхушке партии». В «Грузинской мечте» факт обращения за медицинской помощью подтвердили, но объяснили это травмой, полученной «во время тренировки». Позже сам политик назвал слухи об избиении «клеветой и отвратительной ложью», заявив, что его «верность партии неизменна».
Смена картриджа бешеного принтера: вторая волна репрессивных законов в Грузии
Тем не менее, Ираклий Гарибашвили все чаще оказывался в центре внимания в контексте клановой борьбы в правящей элите. К осени 2025 года после громкого дела об отмывании сотен миллионов долларов и ареста бывшего министра обороны Джуаншера Бурчуладзе – человека из орбиты экс-премьера – оппозиция заявила, что сам экс-премьер допрашивается почти ежедневно и находится под неофициальным домашним арестом.
Все завершилось обысками в домах Гарибашвили и людей из его окружения. Фактически это стало последним шагом к аресту политика и ликвидации его клана. Теперь в «Грузинской мечте» за Гарибашвили не заступаются. Бывшие сокомандники просят дождаться результатов работы «профильных ведомств» и «поэтапного информирования общества».
«С человеческой точки зрения, происходящее весьма прискорбно. Конечно, человеческие отношения очень важны, поэтому я воздержусь от каких-либо комментариев. Это вопрос профильных ведомств. Все происходящее вызывает большое сожаление, но конкретные вопросы следует адресовать Службе государственной безопасности», — заявил премьер-министр Ираклий Кобахидзе.
Похожий тон выбрал и спикер парламента Шалва Папуашвили, подчеркнув, что давать разъяснения должны сами следственные органы:
«Я думаю, что нам нужно постараться поэтапно предоставлять нашим правоохранительным органам информацию по этим делам. Одновременно с этим – правовые оценки по тому или иному вопросу. Лучше, чтобы по всем этим вопросам высказались правоохранительные органы, МВД, прокуратура, СГБ».
В оппозиции, однако, в происходящем видят не борьбу с коррупцией, а клановую войну, жертвами которой стали Гарибашвили и его приближенные. Один из лидеров партии «Лело – Сильная Грузия» Тазо Датунашвили заявил: «Мы наблюдаем процесс победы одного клана «Мечты» над другим. <…> И теперь Гарибашвили, предположительно, покупает себе какие-то индульгенции за конкретные суммы денег и конкретное имущество».
Секретарь «Единого национального движения» Георгий Барамидзе также видит «внутренние разборки внутри российской банды предателей и преступников Иванишвили»:
«Когда один или несколько представителей банды тайно «пилят» деньги главаря. Арестуют их или нет – зависит только от того, что выгодно самому Иванишвили и его окружению».
По словам Барамидзе, нынешние громкие расследования – это демонстрация власти одного клана над другим:
«Этот режим хочет представить продолжающиеся разногласия внутри этой преступной группировки как борьбу с коррупцией. На деле это просто игра престолов внутри мафиозной структуры Иванишвили, которая не имеет ничего общего с законностью или справедливостью».
В свою очередь Роман Гоциридзе сравнил происходящее с попыткой олигарха «замкнуть систему на себе»:
«Иванишвили хочет создать закрытую крепость, где все будут следовать за ним в могилу – как после смерти фараон забирал с собой своих любимых животных и даже членов семьи. Те, кто рядом с ним, должны быть его рабами и сражаться вместе с ним. Он принижает Гарибашвили, морально уничтожает его и делает жадным до золотых цепей и оков».
«Нулевое сочувствие» — сделка с моралью от «Грузинской мечты»




