Крупнейшие за последние годы военные учения Пекина имитируют блокаду Тайваня, проверяя решимость США и устойчивость региональной безопасности на фоне роста политической напряженности и поставок вооружений.Китайские вооруженные силы 29 декабря начали самые масштабные за последние годы военные учения вокруг Тайваня. Маневры, частью которых являются боевые стрельбы, будут отрабатывать сценарий блокады ключевых портов острова. Пекин считает Тайвань «мятежной провинцией» КНР и неоднократно заявлял о намерении «воссоединить» его с материковым Китаем, при необходимости — силой.
Нынешние учения под кодовым названием «Миссия справедливости — 2025» («Justice Mission 2025») стали, по словам представителя командования Народно-освободительной армии Китая (НОАК), серьезным предупреждением «сепаратистским силам Тайваня и внешнему вмешательству», сообщило государственное агентство Синьхуа.
Тайвань, отвергающий территориальные притязания коммунистического Китая, призвал Пекин «не ошибаться в оценке ситуации и не становиться источником нестабильности в регионе». Назвав действия Китая «иррациональными», министерство обороны Тайваня сообщило о создании экстренного координационного центра и развертывании соответствующих сил реагирования.
Китайские военные не уточнили продолжительность учений, однако, судя по их названию, ожидается, что они продлятся два дня и завершатся до начала 2026 года.
«Миссия справедливости — 2025»: сценарий блокады Тайваня
В официальном заявлении китайские военные сообщили, что различные виды войск будут проводить учения, «плотно окружая Тайвань с разных направлений», с целью отработки совместных операций. Представитель Восточного командования Народно-освободительной армии Китая Ши И отметил, что военные сосредоточатся на патрулировании на море и в воздухе, блокировании ключевых портов и районов, а также на многомерном сдерживании.
«Это указывает на стремление добиться превосходства в воздухе и на море, а также не допустить военной поддержки извне», — считает Су Цзыюнь, научный сотрудник тайбэйского Института исследований национальной обороны и безопасности.
«Миссия справедливости — 2025» — уже седьмые крупные маневры китайских военных вокруг Тайваня с 2022 года, когда остров посетила спикер Палаты представителей США Нэнси Пелоси. По словам Уильяма Яна, старшего аналитика по Северо-Восточной Азии в международном аналитическом центре International Crisis Group, подобные учения, моделирующие блокаду Тайваня, постепенно стали «рутинной практикой» китайских вооруженных сил.
Однако эксперт обращает внимание на сокращение временного промежутка между объявлением и началом маневров. «Это свидетельствует о том, что Народно-освободительная армия Китая способна все быстрее приводить силы в состояние боеготовности», — отмечает в беседе с DW Ян.
Пекин проверяет решимость Вашингтона
Очередные военные маневры Китая начались через несколько дней после того, как США объявили о пакете военной помощи Тайваню на сумму 11,1 млрд долларов. В случае одобрения Конгрессом это станет крупнейшей в истории сделкой США в рамках поставки вооружений острову.
На прошлой неделе Пекин ввел санкции против 20 американских компаний, связанных с оборонной сферой, а также против 10 их руководителей в знак протеста против поставок оружия Тайваню. Однако, по мнению Яна, эти меры носят в основном «символический» характер и имеют ограниченный практический эффект. «Именно поэтому Пекин считает необходимым проводить масштабные военные учения, чтобы более явно продемонстрировать свое недовольство», — добавил он.
Противостояние двух крупнейших экономик мира в течение последнего года стало еще более острым — несмотря на сохранение каналов коммуникации между Вашингтоном и Пекином. В новой стратегии национальной безопасности США, опубликованной ранее в этом месяце, администрация Дональда Трампа подчеркнула торговое соперничество с Китаем, тогда как последний доклад Пентагона Конгрессу акцентировал внимание на наращивании и модернизации китайских вооруженных сил в контексте возможной подготовки к вторжению КНР на Тайвань.
По словам Яна, начав очередные военные учения, Пекин также может тестировать, отреагируют ли США жесткими мерами или предпочтут более сдержанный подход, чтобы не нарушить благоприятные условия для визита президента Дональда Трампа в Китай в следующем году. Американский президент заявил, что собирается посетить Пекин в апреле, а также пригласил в США председателя КНР Си Цзиньпина с государственным визитом несколько позже.
Японский фактор усиливает напряженность вокруг Тайваня
Кроме того, китайские военные учения начались после того, как Пекин выразил возмущение комментариями нового премьер-министра Японии Санаэ Такаити, косвенно допустившей возможность участия японских вооруженных сил в конфликте в случае действий Китая против Тайваня. С тех пор напряженность между Пекином и Токио резко возросла: Китай потребовал извинений, тогда как Япония заявила, что не отказывается от сути высказываний премьера.
Тем временем председатель КНР Си Цзиньпин в последние годы провел масштабную чистку в рядах высокопоставленных военных чиновников. По мнению Су Цзыюня, заявления японского премьера и продолжающаяся внутренняя борьба за власть в НОАК также могли стать причинами «поспешного» объявления о проведении учений вокруг Тайваня.
Военные учения и политический раскол на Тайване
Еще одним фактором является внутренняя политическая ситуация на Тайване: пост президента занимает сейчас представитель правящей партии, тогда как парламент контролируется оппозицией, выступающей за более тесные экономические связи с Пекином.
На этом фоне ряд инициатив исполнительной власти сталкивается с серьезными законодательными препятствиями. В прошлом месяце президент Тайваня Лай Циндэ предложил инвестировать дополнительно 40 млрд долларов в течение восьми лет в специальный оборонный бюджет для укрепления обороноспособности острова. Однако оппозиционный парламент заблокировал это предложение.
«Думаю, Пекин также обратил внимание на этот раскол, который позволяет ему продолжать наращивать свое влияние, — отмечает Уильям Ян. — Проводя масштабные военные учения, китайские власти, вероятно, рассчитывают на то, что оппозиционные партии усилят критику в адрес президента, используя свое большинство в парламенте для дальнейшего блокирования оборонного бюджета».















