Николас Мадуро так и не дождался ни слова поддержки от своего «друга Владимира». Пока США заняты Венесуэлой и Ираном, их российские друзья занимаются Украиной и не напоминают о себе, констатирует Иван Преображенский.Владимир Путин лично не прокомментировал захват американским спецназом своего союзника, венесуэльского диктатора Николаса Мадуро. Кремль не встал на дыбы даже после того как военные США начали захватывать танкеры под российским флагом, пытавшиеся покинуть Венесуэлу. Даже на первом большом публичном внешнеполитическом посленовогоднем мероприятии Путин не проронил ни слова поддержки в адрес как Венесуэлы, так и другого своего союзника — Ирана, где власти в последние недели жестоко подавляют массовые протесты, которым Дональд Трамп, в свою очередь, грозился помочь. Многие считают это демонстрацией слабости, но думает ли так сам Путин?
Друзья поневоле
Когда на фоне усиления протестов медиа начали спекулировать на тему возможного побега реального главы иранского теократического режима аятоллы Али Хаменеи в Россию, я писал, что Иран никогда в полной мере не считался Кремлем надежным союзником. Россия не бросилась спасать иранских «друзей» во время короткой ирано-израильской войны, в которую затем вмешались и США. Вот и сейчас Путин максимум на что готов — это выступить посредником на непрямых переговорах между премьером Израиля Биньямином Нетаньяху и иранским президентом Масудом Пезешкианом.
Что касается Венесуэлы, то все заявления по ее поводу вообще делает российский МИД. Да и тот очень мягок в формулировках по поводу американского вмешательства в ее внутренние дела и захвата никем не избранного, но для России все же главы этого государства. Этой позиции России нетрудно найти объяснение. Первое, что приходит на ум — это бессилие России. Кремль, даже если бы хотел помочь иранским аятоллам или венесуэльским «наркобаронам», как их называют американцы.
Российская армия занята войной против Украины , с которой она не может справиться уже четвертый год. Все, что Москва может, это послать консультантов по безопасности, может быть — несколько спецназовцев и немножко ПВО (остальное ей нужно самой, потому что у нее не хватает ресурсов сбить все украинские дроны). Это россияне и сделали. А дальше, что называется, умыли руки. Если слишком громко кричать о своей поддержке — то потом будешь очень слабо и глупо выглядеть.
Не только слабость
Помимо слабости, как самой очевидной причины, есть и другие. Несмотря на вынужденное сотрудничество последних лет, покупку у иранцев технологии производства военных дронов, поставку в Иран систем ПВО, официальных инвестиций в пару десятков миллиардов долларов в венесуэльскую экономику, особенно в нефтедобычу, эти две страны для России попутчики, а не союзники. Идейно они очень далеки от Владимира Путина, а интересны их лидеры ему только до тех пор, пока помогают реализации других его планов и целей.
Главная же проблема у российского диктатора с февраля 2022 года одна — это Украина. Демонтаж или подчинение соседнего государства — это его очевидная сверхцель, которой он бросает в жертву все остальное. И с февраля прошлого года в этой схеме важную роль играет новый президент США Дональд Трамп и имитация со стороны России мирных переговоров по Украине при его участии или посредничестве.
Эта имитация позволила российской армии усилить воздушные атаки, поставить несколько украинских городов, включая ее столицу — Киев — на грань замерзания. Отсутствие новых санкций со стороны США, прекращение бесплатной или кредитной поддержки Украины и сокращение продаж даже того оружия для ВСУ, за которое платит Евросоюз , — все это очень выгодно Путину. Он так настойчиво раз за разом срывает мирные переговоры, что явно намерен в обозримом будущем победить, его наступление на суше тоже продолжается и под прямым ударом российской армии уже Днепр и Запорожье.
Затаившийся собрат
И тут как назло американцы занялись российскими союзниками в Азии и Латинской Америке. Броситься на их защиту с открытым забралом значит, практически гарантированно, вызвать удар на себя. Как минимум, санкционный, но может быть и в виде резкого роста военной поддержки для Украины со стороны Дональда Трампа.
Даже просто тихо что-то вякнуть — опасно. Вместо спецпосланника Стива Уиткоффа и президентского зятя Джареда Кушнера в Москву, могут поехать ракеты в Украину.
И для Путина, возможно, эти соображения гораздо важнее того, покажет он себя слабым союзником кому-то на планете или нет. Вот и приходится ему наступать на горло собственной песне и помалкивать, может быть даже по неофициальным каналам давая понять Трампу, что делает это все только из личного уважения к американскому лидеру. Льстить президенту США, как показали их телефонные и личные переговоры, Путин умеет отлично.
Автор: Иван Преображенский, кандидат политических наук, эксперт по Центральной и Восточной Европе, обозреватель ряда СМИ. Автор еженедельной колонки на DW. Иван Преображенский в Facebook.
Комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.















