75513056 403.jpg Deutsche Welle киев

Между выездом и выживанием: как живет Киев без тепла и света среди зимы

0

Из-за перебоев со светом, водой и теплоснабжением в Киеве в результате российских обстрелов горожане оказались в ужасном положении. Ситуацию усугубляют сильные морозы, которые уже почти две недели держатся в Украине. DW рассказывает о жизни в украинской столице в этих суровых условиях.

Без тепла еще тысячи многоэтажек — за окном -12°C

Киев третью неделю подряд борется с последствиями массированных российских атак на энергетическую инфраструктуру. По состоянию на 22 января, по данным мэра Киева Виталия Кличко, без теплоснабжения в столице остается около 2600 домов. «Со вчерашнего вечера тепло вернули почти 600 многоэтажек. Большинство из них на левом берегу. Это дома, которые подключают уже второй раз — после атак врага на критическую инфраструктуру столицы 9 и 20 января», — написал он. При этом температура в эти дни удерживается на уровне -12°C.

Неудивительно, что при таких условиях многие жители выехали за пределы города. К таким относится и семья Анастасии. «Из-за отсутствия электроэнергии, отопления и воды мы целой семьей — муж, я и двое детей — уехали на дачу 17 января. Это дача родителей, и мой отец тоже сюда уезжает», — рассказывает DW Анастасия. По ее словам, на даче есть газовый котел, а при необходимости можно включить дизельный генератор во дворе. «Тогда у нас есть и свет, и вода, и тепло. А так, света чаще нет, чем он есть. Воду берем из скважины. Когда работает генератор, есть ток и насосы работают», — говорит женщина.

Анастасия работает косметологом, у нее свободный график, который зависит от наличия клиенток. Потому, признается она, может взять отпуск. «А муж — инженер-энергетик, должен ездить на работу в Киев ежедневно. Дорога далекая и нелегкая, потому что до трассы здесь сильный гололед — трудно проехать. На дорогу до работы у него уходит до двух часов».

Скидки для киевлян в некоторых отелях Львовской области

Киевская писательница и переводчица, пишущая под псевдонимом Тамара Ореховое Зернышко, также выехала из Киева вместе с детьми накануне последнего массированного обстрела РФ. «Увидела на Facebook сообщение одной дамы, которая, понимая ситуацию, предложила киевлянам 50-процентную скидку на проживание в ее гостинице возле поселка Славско на Львовщине. На взрослого человека с трехкратным питанием выходит около 900 гривен в сутки, — рассказала писательница DW. — На следующий день, 18 января, собрались и поехали — как раз перед последним обстрелом».

По ее словам, в отеле бывает, что отключают свет, но есть вода и тепло — и от камина, и от печек. «Вчера в нашу гостиницу въехали еще около 15 человек, подавляющее большинство — киевляне. В частности, женщины с детьми, которые также нашли владелицу, или она их нашла на Facebook», — отмечает писательница.

Тамара Ореховое Зернышко очень рада, что нашла убежище, поскольку сейчас в ее доме в Киеве нет воды и отопления. «Есть какая-то авария, и только сегодня начнут искать прорыв. На неопределенное время тепла не будет вообще. То есть после обстрела в ночь на 20 января в доме нет тепла. И холодная вода доходит только до 5-7 этажа», — говорит она.

Учеба в Киеве приостановлена

Зимние каникулы в большинстве образовательных заведений украинской столицы, кроме детсадов, продлены до 1 февраля. Как ожидают в правительстве, отключение крупных объектов позволит сэкономить энергию и перераспределить ее в пользу жилых массивов.

Как убедилась DW, студенческие аудитории действительно пусты, однако общежития продолжают функционировать. «Большинство студентов уехали домой, поскольку сейчас каникулы. Остались только работающие», — поясняет DW комендантша одного из общежитий Национального транспортного университета.

Она отмечает, что сейчас в общежитии имеются проблемы со светом, но вода и тепло подаются. «После обстрела света и отопления не было 28 часов. Но ниже 10 градусов температура не опускалась», — констатирует комендантша.

Считать уехавших — сложная задача

Мэр столицы Виталий Кличко рассказал в интервью агентству AFP, что после российских атак 9 января из города выехал примерно каждый киевлянин — 600 тысяч из 3,6 миллиона.

Такая цифра, как пояснили в пресс-службе мэра, основывается на биллинговых данных — сейчас в столице «ночуют» на 600 тысяч меньше телефонов. «Кто-то воспользовался советами, и кому было куда, поехали — за город, к друзьям. Плюс сейчас продлили каникулы. Еще есть студенты на онлайн-обучении, и часть из них разъехалась, кто не киевляне», — уточнили в мэрии «Украинской правде».

В то же время в Киевской городской военной администрации (КМВА) эту цифру «не подтвердили». «Если бы выехало такое количество абонентов, которым предоставляются услуги электроснабжения, то, наверное, ситуация по свету не была бы столь критической», — сказала спикер КМВА Екатерина Поп в эфире национального телемарафона.

Впрочем, аргументы КМВА директор по исследованиям аналитического центра DiXi Group Роман Ницович тоже считает сомнительными. «Действительно, один из способов оценки — уровень потребления электроэнергии. Но я не уверен, что он сейчас может быть точным, поскольку электроэнергия подается очень нерегулярно, графики отключения не действуют. Поэтому, когда свет включается, идет чрезмерное потребление — люди сразу ставят стирку, готовят еду», — объясняет он DW.

Сложности жизни в столице с детьми

Независимо от того, сколько уехало или не уехало киевлян, ситуация с отоплением и светом после российских обстрелов критической инфраструктуры остается в столице Украины критической.

Одна из тех, кто пытается справиться с коммунальными вызовами, не выезжая из Киева, — Аня Сиротенко. Молодая женщина переехала из оккупированной части Херсонщины и живет в эти сложные времена в многоэтажке на левом берегу одна с трехмесячным малышом, поскольку ее мужа мобилизовали. «Живу на 15-м этаже. Свет очень редко. Когда нет света, нет и воды», — делится она с DW.

А если света, то не работает и электрическая плита. «Поэтому купила туристическую газовую плитку. Могу яичницу пожарить и нагреть воду, чтобы помыть ребенка. Хорошо, что малыш на грудном питании. Главное, что есть тепло, — за исключением суток после последнего массированного обстрела. Синоптики обещают уже потепление, а когда на улице не холодно, то нормально».

Молодая мама, может, и рада бы уехать за город, но не хватает финансов: «Я вряд ли смогу где-то найти жилье за такую цену, как сейчас».

В детском саду 11-13 °C

Похожая ситуация у жительницы Киева Марты Семенюк, которая воспитывают ребенка вместе с мужем. «Из-за обстрелов и проблем в доме нет отопления по некоторым стоякам с 3 декабря. Это проблема нашего подъезда. Мы пишем обращение, но проблема не решается. Чтобы согреться, включаем газовую духовку. Когда есть свет, включаем кондиционер на тепло и ставим вентилятор, который раздувает тепло по квартире,» — рассказывает она DW.

Досаждает и то, что ребенка не оставить в детском саду. «В садике нет каникул, но на прошлой неделе мы не водили ребенка, потому что в группе было 11-13 градусов тепла. Затем нам пообещали включать генератор, чтобы дополнительно отапливать. Мы привели детей, но генератор не включили. Поэтому малыш успел подцепить бронхит», — сетует девушка.

Невозможность оставить ребенка в садике очень усложняет жизнь, говорит Семенюк: «Я работаю дома онлайн, но из-за длительных отключений хотела ездить в офис, потому что там есть генератор и всё, чтобы быть на связи».

Забота об уязвимых слоях населения

На фоне сложной ситуации с электро- и теплоснабжением после очередных российских обстрелов для уязвимых категорий населения, в частности пенсионеров и инвалидов, столичные власти предусмотрели горячее питание. «Поручил Департаменту социальной политики КГГА и районным госадминистрациям города обеспечивать один раз в сутки горячим питанием тех жителей, которые состоят на учете в территориальных центрах районов. Это в основном одинокие пожилые люди», — заявил 13 января мэр Киева Виталий Кличко.

Помогают людям и волонтеры. «Своими автомобилями развозим горячие обеды по квартирам, где живут пожилые люди и инвалиды. У нас есть контакты со старшими по домам, которые есть практически в каждом доме. Они обнаруживают маломобильных и сообщают нам, а также помогают разносить обеды, когда мы их привозим», Я сам каждую неделю развожу около 115 обедов», — рассказывает DW руководитель органа самоорганизации населения столичного микрорайона Николай Дьяченко.

Где прорвало трубы, тепла может не быть до весны

Несмотря на сложные погодные условия, украинские энергетики продолжают работать на грани возможностей, рискуя своей жизнью. 21 января поступило сообщение о гибели члена правления, временно исполняющего обязанности главы «Укрэнерго» Алексея Брехта. Как сообщается, он потерял жизнь из-за удара током во время восстановительных работ на недавно атакованной подстанции возле Киева.

По данным Романа Ницовича из аналитического центра DiXi, в настоящее время без тепла остаются около 20 процентов жилищного фонда многоквартирных домов украинской столицы. «Подключить всех требует времени. Это может занять неделю-две. — Ницович отмечает, что сейчас основную нагрузку берут меньшие котельные. — Поэтому, даже если в этих районах и будет работать система теплоснабжения, то не на максимум», — констатирует он.

Там же, где прорвало трубы или батареи, тепла, по словам Ницовича, может не быть до весны: «Если не был слит теплоноситель и трубы позамерзали, то для запуска этой системы нужно производить полную замену системы отопления дома».

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle