75604762 403.jpg Deutsche Welle Совет мира

Станет ли «Совет мира» Трампа реальным конкурентом ООН?

0

19 государств подписали 22 января, в четверг, в Давосе устав «Совета мира», создание которого инициировал президент США Дональд Трамп. В кулуарах Всемирного экономического форума (ВЭФ) они назначили Трампа председателем совета, который, согласно учредительным документам, должен выступать посредником в международных конфликтах и устанавливать прочный мир. Среди подписавших устав был и сам Трамп — в качестве президента Соединенных Штатов.

Опасения по поводу подрыва авторитета ООН

В то время как некоторые страны поспешили принять приглашение Дональда Трампа войти в состав «Совета мира», другие, в том числе такие партнеры Вашингтона по НАТО, как Германия и Италия, все еще колеблются. А некоторые, среди них Франция, Великобритания и Дания, уже отказались.

Одна из главных причин многочисленных отказов — то, что этот орган наделил себя слишком широкими полномочиями. Изначально ООН поручила Трампу создать «Совет мира» только для урегулирования конфликта в секторе Газа. Однако теперь речь уже не идет лишь о Ближнем Востоке. Тем самым американский лидер не просто самовольно расширяет рамки мандата. Его действия, как опасаются многие государства, выступившие против инициативы Трампа, могут в долгосрочной перспективе подорвать саму систему международного порядка, выстроенную вокруг ООН.

В Давосе Дональд Трамп постарался развеять подобные опасения: «Как только этот орган будет полностью сформирован, мы сможем делать практически все, что захотим. И мы будем делать это в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций». Двумя днями ранее, общаясь в Вашингтоне с журналистами, Трамп — почти с сожалением — признал, что «Совет мира» когда-нибудь, возможно, способен будет заменить ООН. Однако он описал это скорее как результат, а не как цель: «Я большой поклонник ООН, но она никогда не реализовывала свой потенциал».

Может ли «Совет мира» стать успешным проектом?

При выборе тех стран, что получили приглашение войти в совет, американский президент ориентировался на широкий спектр адресатов. Это и давние союзники США, в том числе все партнеры по НАТО, а также Израиль и Саудовская Аравия. Но есть и конкуренты на глобальном уровне, такие как Китай, Россия и Индия.

На короткое время оказавшиеся в центре внимания обвинения, что Трамп окружает себя только политическими «приятелями», вроде президента Аргентины Хавьера Милея, премьер-министра Венгрии Виктора Орбана и турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана, оказались беспочвенными. В «Совет мира» приглашены также возглавляемые левыми политиками Бразилия, Вьетнам и Камбоджа, а также Индонезия и Пакистан — консервативные исламские государства, не имеющие особых связей с Трампом или США.

Тем не менее эксперты по международному праву считают, что основной проблемой для легитимности новой структуры является ее чрезмерная фокусировка на Дональде Трампе. Как президент США, он представляет в этом органе Соединенные Штаты, но в соответствии с уставом одновременно выполняет обязанности председателя совета уже как частное лицо — независимо от своего демократически легитимированного поста. А полномочия председателя «Совета мира» всеобъемлющие — без его согласия никто не может быть принят или исключен из организации, не может быть принято ни одно решение, и он же сам назначает своего преемника.

«Это может быть воспринято как проблема другими странами, которые, возможно, по-прежнему хотят иметь определенную юридическую легитимность со стороны ООН, например, когда речь идет о решениях по использованию войск», — считает Филиппо Бони, политолог из британского Открытого госуниверситета.

Томас Йегер (Thomas Jäger), профессор политологии в Кельнском университете, также называет роль Трампа в «Совете мира» «совершенно неприемлемой». Поэтому профессор не верит, что совет сможет составить серьезную конкуренцию ООН. «Организация Объединенных Наций — это то, чего нам пока удается достичь в мире. Если крупные государства чего-то захотят вместе, это реально выполнимо», — заявил Йегер в интервью немецкому телеканалу n-tv.

Работает ли и Китай над созданием альтернативы ООН?

Именно в этом-то и заключается одна из главных проблем ООН — ведущие страны слишком часто не могут прийти к единому мнению. Войны и конфликты в таких государствах, как Украина, Сирия, Ливия, Судан и Йемен — это лишь некоторые яркие примеры последних лет.

Китай уже отказался от членства в «Совете мира» Дональда Трампа. Официальное объяснение: для внешней политики Пекина определяющими остаются многосторонность и международное право с ООН в качестве ключевой инстанции.

Политолог Филиппо Бони не удивлен отказом китайских властей. С одной стороны, поясняет Бони, КНР имела бы в совете гораздо меньше влияния, сейчас чем в Совбезе ООН, где у нее есть право вето. С другой стороны, Пекин посредством Глобальной инициативы по управлению (GGI) в соответствии со своими представлениями стремится реформировать основанный на правилах многосторонний миропорядок, на поддержании которого постоянно акцентирует внимание.

«Китайская концепция мультилатерализма отличается от западной. Она, в большей степени, опирается на двусторонние «совместные консультации» и отвергает общеобязательные правила для отношений между государствами», — добавил Бони в беседе с DW. В этом смысле решение Пекина по членству в «Совете мира» скорее означает отказ Трампу в его роли глобального лидера, чем солидарность с ООН, заключил политолог.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle