За месяц до парламентских выборов в Грузии эксперты и наблюдатели оценивают расстановку сил в стране. Чего ожидать от предвыборной гонки, насколько важен российский фактор в грузинской избирательной кампании и насколько важен грузинский - в американской? Эти вопросы СОВА задала директору программы по правам человека и верховенству закона Института Маккейна Дэвиду Крамеру.
— Как вы оцениваете предвыборную ситуацию в Грузии? Несколько дней назад в регионе Самегрело произошел инцидент с бывшей первой леди страны Сандрой Рулофс — она избирается от ныне оппозиционного «Единого национального движения».
— Общественность должна осудить любые факты насилия. Нужно быть уверенным, что предстоящие выборы пройдут в мирной обстановке. Грузия не раз демонстрировала это в прошлом. Ваша страна способна обеспечить мирный, демократический процесс голосования, в ходе которого передача власти проходит мирным путем. И у меня нет никаких причин полагать, что на этот раз будет иначе.
— Существует мнение, что политические силы, симпатизирующие России, могут набрать достаточное количество голосов, чтобы пройти в парламент. Что вы об этом думаете?
— Стороннему наблюдателю было бы странно видеть, как в парламент избираются пророссийские силы. Ведь восемь лет назад Россия напала на эту страну. Это странно, учитывая российскую агрессию, которую мы наблюдаем каждый день, вопиющую аннексию грузинских территорий… Учитывая километры колючей проволоки, которую они протягивают вдоль так называемых границ. Я надеюсь, что избиратели будут очень осторожны в выборе партий, которые выступают за сближение с Москвой. Естественно, Россия всегда будет соседом Грузии, и важно добиться добрососедских отношений. Но в условиях, когда огромная Россия угрожает миру и стабильности маленькой Грузии, добиться этого нелегко.
— Что касается президентских выборов в США, как определяют свою политику на Южном Кавказе Хиллари Клинтон и Дональд Трамп?
— Грузия сейчас не имеет никакой актуальности для американских выборов. По крайней мере, эта Джорджия. И я, конечно, не имею в виду штат Джорджия, который больше заботит кандидатов в президенты. Нынешние выборы — самые странные из тех, что мне приходилось наблюдать за всю жизнь. За президентское кресло борются два непопулярных кандидата. Заявления Дональда Трампа относительно его отношения к России и президенту Путину являются причиной серьезного беспокойства. Хиллари Клинтон занимает более критическую позицию по данному вопросу. Именно Россия является предметом широкого обсуждения в ходе текущей предвыборной кампании.
Я надеюсь, что со стороны будущей администрации США Грузия получит больше поддержки, чем мы наблюдали в последние семь лет. Мы помним сильную поддержку от администрации Буша, но критики считают, что эти отношения были чересчур персонализированы с учетом дружбы Буша и Саакашвили. Не думаю, что нужно возвращаться к этой тенденции. Но нам необходимо вновь установить крепкие грузино-американские отношения.