Глава Службы государственной безопасности (СГБ) Грузии Вахтанг Гомелаури представил в парламенте ежегодный отчет о деятельности службы и информации, выявленной на основе проведенной в ведомстве работы.
В числе главных угроз безопасности Грузии, Гомелаури назвал существование оккупированных территорий и размещенные там российские подразделения.
«Наличие оккупированных территорий, расположенный там российский военный контингент представляют главную опасность для грузинской государственности», — заявил он.
Глава СГБ также сообщил, что в отчетный период служба вела мониторинг положения на оккупированных территориях, проводила необходимые мероприятия, участвовала в разработке и осуществлении шагов, направленных против аннексии и оккупации.
«Еще одним серьезным вызовом для государства, является существующая в этих регионах тяжелая криминогенная ситуация, дискриминация этнически грузинского населения, незаконное задержание наших граждан, процесс т.н. бордеризации, ограничение доступности свободного передвижения и образования, интенсивные военные учения», — отметил глава СГБ.
Гомелаури также указал, что в ходе женевских дискуссий представители Грузии, постоянно информировали международных партнеров о положении в оккупированных регионах с точки зрения безопасности.
Говоря об инцидентах на неконтролируемых центральными властями Грузии, регионах страны, руководитель СБГ упомянул убийство гражданина Грузии у непризнанной границы с Абхазией. Он уверил парламентариев, что служба воспользуется всеми имеющимися правовыми рычагами для того, чтобы убийца Гиги Отхозория предстал перед грузинским правосудием.
Граждане Грузии в ИГ
Помимо сдерживания угрозы, исходящей с оккупированных регионов, Вахтанг Гомелаури назвал и другие приоритетные направления деятельности СГБ. Это защита конституционного порядка, осуществление контрразведывательной деятельности, а также борьба против терроризма и распространения оружия и материалов массового уничтожения.
Развивая тему терроризма, Гомелаури упомянул, что по данным СГБ в Сирии и Ираке с террористическими целями находятся несколько граждан Грузии. Против них ведется уголовное преследование.
Вместе с тем, глава СБГ отметил, что в 2016 году количество граждан Грузии пытающихся вступить в ряды террористической организации «Исламское государство» (ИГ) в Сирии и Ираке, существенно снизилось.
«Этому способствовало выявление и задержание лиц, вербовавших наших граждан для отправки за границу. Мы возбудили девять уголовных дел», — объяснил Гомелаури.
По его словам, в выявлении грузинских граждан, находящихся в рядах ИГ спецслужбам Грузии, помогают и коллеги стран-партнеров.
«Со стороны иностранных коллег нам предоставляется оперативная информация и об иностранных гражданах, числящихся в террористических организациях или имеющих с ними связь, желающих использовать территорию Грузии в качестве транзита. По контртеррористическому направлению на пограничный контроль нами были взяты около 1500 иностранных граждан, а 750 запрещен въезд в Грузию», — сообщил глава СГБ.
Коррупция
В списке вопросов над которыми работает служба, числится и борьба против коррупции и служебных преступлений.
В этой связи глава СГБ отметил, что коррумпированные государственные чиновники представляют потенциальную цель преступных группировок и иностранных спецслужб.
По словам Гомелаури, в антикоррупционном агентстве СГБ с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года включительно возбуждено следствие о предположительных коррупционных преступлениях по 47 уголовным делам.
«В обеспечении государственной безопасности решающее значение придается борьбе против коррупции. Существование коррупции в государственных ведомствах вызывает потерю доверия граждан к государству, мешает демократическому развитию государства, и исправному функционированию его институтов. В то же время коррумпированные публичные чиновники являются потенциальной целью преступных группировок и иностранных спецслужб.
Как заявил Гомелаури, в антикоррупционном агентстве Службы государственной безопасности Грузии с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года включительно началось следствие о предположительных коррупционных преступлениях по 47 уголовным делам, в том числе за получение взятки — 22, дачу взятки — 2, мошенничество – 8, коммерческий подкуп -5, злоупотребление служебными полномочиями – 4, хищение или растрата — 2, служебная халатность – 2, и по другим отдельным преступлениям. В виде обвиняемых к уголовной ответственности были привлечены 59 лиц.