Номинанты на литературную премию Litera в знак протеста отказываются от участия в конкурсе. Причина бойкота – нахождение на посту министра культуры Теи Цулукиани, а также назначение Минкультом одного из членов жюри – Иосифа Чумбуридзе. О своем отказе от участия в борьбе за премию уже заявили девять участников.
Премия Litera была учреждена в 2015 году министерством культуры и Домом писателей и вручается ежегодно. В этом году в шести номинациях были представлены 110 книг. В составе жюри пять человек, и впервые один из них – назначенный Минкультом:
- Белла Ципурия, литературный критик;
- Резо Табукашвили – писатель;
- Лела Кодалашвили – писатель, критик;
- Октай Казумов – литературовед, переводчик;
- Иосеб Чумбуридзе – журналист, публицист.
Вот как конкурсанты объяснили свои решения об отказе участвовать в конкурсе:
«В лонг-листе есть и моя «Ордрошобана». Но я отказываюсь от участия в любом проекте, финансируемом министерством культуры. Я уже говорил со своим издателем, и, соответственно, «Ордрошобана» будет снята с конкурса Litera. Я не потерплю Цулукиани. Пока эта женщина является министром культуры, я буду в полном бойкоте к этому ведомству».
Тореса Моси, писатель
«Я написал «Забытых» в 19 лет и издал в 21 год. Боль, накопившаяся и выраженная во время написания, как раз и является виной организаторов таких проектов, бескультурных людей с таким подходом и действиями против молодежи. Я не могу предать свою книгу. В мыслях об этом я наткнулся на пост Торесы. Тореса сделал правильный шаг. Кто искренне переживает за недавний хаос, бескультурье и несправедливость, наверно, не сможет принять участие в конкурсе, проводимом именем «министерства культуры, спорта и молодежи».
Мате Саралишвили, писатель
«Я тоже не могу не отказаться от участия в любом конкурсе, проводимом под эгидой министерства культуры, пока главой этого ведомства является совершенно бескультурный человек и один из ключевых персонажей режима, подстрекающего к насилию. Это мой индивидуальный протест против постыдной чиновницы, но никак не против конкурса Litera, гордым лауреатом которого в 2017 году я сама была».
Наталья Авалиани, дизайнер
«Поскольку шорт-лист пока не опубликован, я воздерживался от принятия этого решения, но сегодня я присоединяюсь к своим дорогим коллегам, в знак протеста снявшим свои книги с конкурса, я и призываю всех писателей, которых волнует будущее страны, грузинской культуры и литературы, которые считают, что мы больше никогда не должны возвращаться в советское прошлое, выразить свою позицию и поднять голос против этого безобразия».
Ираклий Какабадзе, поэт
«Простите, но так не получится. Четыре избранных члена жюри, но один назначенный «сверху». Это очень неприятно и опасно. Я до последнего сдерживалась, опираясь на несколько аргументов, болея за Litera. Но нет, я тоже снимаю свою книгу с конкурса».
Эка Кеванишвили, писательница
«До сих пор я воздерживался от бойкота литературного конкурса Litera, потому что, несмотря на мое крайне негативное отношение к министру, мне нравилась форма конкурса как такового. Впрочем, после того, как госпожа министр назначила в жюри своего представителя – в старом добром советском стиле, сделав очевидной свою личную заинтересованность лауреатами премии, как это делают знатоки своего дела из агитпропа, я считаю конкурс лишенным смысла и больше не вижу места для своей книги в лонг-листе!».
Джаба Заркуа, писатель
«Мой дебютный сборник «Разрыв» снят с литературной премии Litera. Цели Ти Цулукиани были объявлены давно, сегодня просто все прояснилось. Я никого ни к чему не призываю. Но трюк Цулукиани просто смешон. Министры становятся бывшими министрами. Это лишь вопрос времени».
Элена Квирквелия, поэтесса
«Четыре избранных и один назначенный Теей член жюри. Вот причина, по которой я снимаю свою книгу с конкурса Litera. Это не свобода, это очень опасный прецедент».
Давид Кашиашвили, журналист
«Тея, верни микрофон (ранее министр культуры отобрала у журналистки Mtavari Arkhi микрофон и так его и не вернула, — прим. ред.)! Конечно, я, как свободный гражданин свободной Грузии, не потерплю жюри, назначенное «сверху». Я отзываю из лонг-листа свои «М@йлы об Афганистане». Тея, верни микрофон!».
Рати Муджири, журналист
«Это непростое решение, потому что у нас в Грузии очень мало литературных премий, и каждая из них важна для писателя. Litera вызывает у меня особые эмоции – это была первая полученная мной литературная премия. Но «Цветы роботов» – это как раз книга, направленная против центров власти, и она никак не сядет в этот контекст. Нынешняя ситуация настолько тревожна, мы так приближаемся к Беларуси, что каждый из нас как может должен противостоять этому злу. Должны быть использованы все рычаги!»
Георгий Шония, писатель