Экономические санкции против России противоречат национальным интересам Грузии. Свое решение Ираклий Гарибашвили объяснил так: санкции еще больше навредят нашей стране. Такую политику он назвал «рациональной и прагматичной», поскольку она позволила «добиться деэскалации в отношениях с Россией».
Но слова премьера заставили многих граждан страны испытать «испанский стыд». В грузинском сегменте соцсетей слово «Стыдно» за несколько часов стало трендовым.
Так, пользователь Instagram Бека Майсурадзе, опубликовав слоган Sorry for our Government, написал по-украински: «Уважаемые друзья, Грузия – это не только власть, не присоединившаяся к санкциям против Россий, но и народ, который сейчас стоит и всегда будет стоять рядом с вами в борьбе с оккупантами. Простите нас».
Премьер Грузии: санкции против России противоречит национальным интересам
В свою очередь проживающий в Австрии грузинский журналист Давид Кикалишвили опубликовал в Facebook видеообращение, адресатами которого назвал премьер и правительство. В ролике он говорит, что прагматизм вовсе не означает беспринципность. Кикалишвили также напомнил премьеру, что в 2008 году президент Украины прилетел в окруженный Тбилиси, чтобы буквально собой защитить независимость Грузии.
«Лично мне стыдно за вас. Но, думаю, вас это даже не интересует», — заключил журналист.
За девять лет у власти «Грузинская мечта» действительно значительно дистанцировалась от Украины. Тбилиси и Киев «остались друзьями, но не союзниками».
Свидетельством тому служит реакция грузинских властей на российское вторжение в Украину: дежурные заявления с призывами к Москве соблюдать нормы международного права. Многие ждали, что премьер Гарибашвили отправится в Киев, чтобы там продемонстрировать свою солидарность, как это сделал президент Ющенко в 2008 году, выступив на проспекте Руставели в центре Тбилиси в самый разгар грузино-российской войны. Гарибашвили, однако, объяснил: в Киев он не полетел, поскольку воздушное пространство закрыто. Оппоненты, однако, напоминают: небо над Украиной закрыли только 24 февраля.
«Ничего, Ираклий. Когда война кончится и над нами будут летать пассажирские самолеты вместо военных – уже можешь никуда и не ехать». Так на заявление грузинского премьера ответил депутат Верховной Рады Украины от Евросолидарности Алексей Гончаренко.
Экс-президент Украины о войне 2008: «Происходящее в Грузии было украинским вопросом»
В связи с отказом Грузии поддерживать западные санкции против России у Гончаренко возник вопрос: «Что, стокгольмский синдром подцепила?».
«Грузины, братья, как вам это? Разве вы забыли, как президент Украины прилетел в Тбилиси, когда на Тбилиси шли русские танки в 2008? Вы это вытерпите или объясните Гарибашвили популярно, что он должен сделать?».
Политолог Давид Зурабишвили поведение грузинского правительства называет странным.
«Сначала практически единогласно осудили признание сепаратистских регионов Украины, потом последовала военная агрессия, вышла президент [Саломе Зурабишвили] и выразила поддержку украинскому правительству. И буквально на следующий день после этой истории парламентское большинство фактически бойкотирует заседание, созванное президентом, а премьер делает однозначно пророссийское и коллаборационистское заявление. Такая радикальная смена взглядов всего за один день не укладывается ни в какую логику».
По словам эксперта, пытаясь объяснить действия властей, граждане часто забывают, что «правитель страны – это один миллиардер [Бидзина Иванишвили], запертый в собственной квартире, а правительство-парламент – лишь институциональная основа и антураж осуществления его власти».
«Задушить экономику»: какими санкциями грозит России Запад, но не Грузия
«Ираклий Гарибашвили – человек, у которого просто нет собственного мнения по политическим вопросам. В принципе, как и у других, если мы говорим о правительстве. Все политические вопросы здесь решает только человек, объявивший себя вне политики, и как вы себе представляете кого-то, кто посмеет ему ответить из этой команды марионеток?
Я думаю, после вчерашних заявлений, наверное, ему [Иванишвили] перезвонили из Москвы. Он тут же дал соответствующее задание. А нашему премьер-министру, как уже сказал его начальник, дважды повторять не нужно. Я почти уверен, что так и было».
Политолог убежден: настал момент, когда смена власти – дело достоинства и долг каждого порядочного человека.
Между тем, пока грузины извиняются за слова премьер-министра, российские пропагандисты и депутаты приветствуют решение Гарибашвили. Например, ведущие программы «Время покажет» в эфире своей передачи объяснил решение премьера Грузии «хорошей работой точечных военных операций по принуждению к миру».
«Как они все-таки прочищают мозги людям исторически. Вот смотрите, 2008 год, когда была прошлая операция по принуждению к миру в Грузии. НАТО всякие, шмато… Сейчас премьер-министр одной страны заявил, что их страна не присоединиться к финансовым и экономическим санкциям Запада против России. Как думаете, это премьер-министр какой страны? Грузии! Премьер Гарибашвили. То есть, специальные точечные операции работают спустя 14 лет против их поведения на людей, которые-таки начинают отвечать перед людьми своей страны, перед своей экономикой. То есть мозги, все-таки прочищаются», — сказал телеведущий Артем Шейнин.
Один из главных рупоров Кремля, глава Russia Today Маргарита Симоньян коротко отписалась в своем Twitter: «Ребята, Грузия выздоровела!».
Свою похвалу выразил и первый заместитель главы сеждународного комитета Совета Федерации РФ Владимир Джабаров:
«Наконец, разум там восторжествовал. Грузия поддерживает неплохие торговые отношения… поставки овощей, фруктов, вина. Они поняли, что Запад им ущерб не возместит. И какое им дело вообще до той ситуации, которая происходит сейчас на Украине. Ну, молодцы! Можно только поприветствовать такое решение».
Отказ от введения санкций – не единственное решение, которое приветствуют в Москве и осуждают в Тбилиси. К примеру, 25 февраля правящая «Грузинская мечта» отказалась принимать участие во внеочередном заседании парламента по вопросу Украины. Спикер Шалва Папуашвили обвинил оппозицию в манипуляциях темой. По его словам, партия власти не допустит, чтобы вопрос безопасности Украины и Грузии стал «частью меркантильной повестки дня».
Месяц назад «Мечта», отмалчивавшаяся долгое время на фоне эскалации у границ Украины, и вовсе приняла резолюцию в поддержку Киева, но без упоминания России как агрессора. Документ, под которым не подписалась оппозиция, власти назвали «свободным от какой-либо популистской или провокационной риторики».
Беззубый характер резолюции оппоненты власти назвали продолжением политики не раздражения Москвы, официально провозглашенной в 2012 году с приходом «Грузинской мечты». Именно тогда дистанция между Тбилиси и Киевом стала увеличиваться.
С 2014 года – после «Революции достоинства», начала войны в Донбассе и аннексии Крыма – Грузия заняла роль наблюдателя. Параллельно «Мечта» пыталась восстановить экономические связи с Россией. В 2014-м Грузия хоть и поддержала санкции ЕС и США, но только в части экспорта продукции из Крыма и Севастополя. Премьер Гарибашвили тогда объяснил: отношения между двумя странами и без санкций находятся на самой низкой отметке.
В 2016 году грузинская делегация отказалась принимать участие в голосовании в ПАСЕ за проукраинскую резолюцию. Бывший замгенпрокурора Давид Сакварелидзе назвал тогда этот демарш «безусловным позором для действующей власти Грузии», а один из лидеров «Европейской Грузии» Георгий Канделаки – поведением «сателлита страны-оккупанта».
Одним из главных источников напряженности в отношениях между Тбилиси и Киевом оставался «фактор Саакашвили». В свое время президент Порошенко предоставил ему гражданство Украины и назначил губернатором Одесской области, в то время как в Грузии экс-президент проходил по ряду уголовных дел. И такой жест Киева не мог не вызвать раздражения «Мечты».
С именем Саакашвили связывают и отмену запланированного в 2015 году визита премьера Гарибашвили в Киев. Хотя сам он причиной назвал «занятость внутренними делами».
Очередной кризис грузино-украинских отношения вновь был связан с Саакашвили. В мае 2020 года президент Владимир Зеленский подписал указ о его назначении главой исполнительного комитета реформ. В ответ Тбилиси вызвал посла в Киеве Теймураза Шарашенидзе для консультаций. Зеленский назвал это решение «ошибкой грузинской стороны».
Возвращение Саакашвили в Грузию привело к новому витку напряженности. Киев требовал от Тбилиси соблюдать права политика, отбывающего наказание в тюрьме. Власти Украины обещали не бросать своего гражданина.
Грузино-украинское дежавю или Проверенные приемы российской пропаганды