[áмбави]

[áмбави] «Хезболла» и наемники из Цхинвали: как Россия сохраняет лицо в Украине

Деэскалация для повышения взаимного доверия или военный провал? В день российско-украинских переговоров в Турции в Москве сообщили о решении кардинально в разы сократить военную активность на киевском и черниговском направлениях. Поверили в это не все.

SOVA LOGO NEW SMALL SOVA-блог featured, Абхазия, Ахмед Закаев, война в Украине, Грузия-Россия, Грузия-Украина, Лаша Беридзе, Матвей Ганапольский, Рамзан Кадыров, Сергей Шойгу, Тумсо Абдурахманов, украина, Чечня, Южная Осетия

В Генштабе Украины заявили, что отвод войск, вероятно, лишь ротация отдельных подразделений, цель которой – создать ложное представление о намерениях Кремля. В Пентагоне тоже сочли, что Россия лишь перемещает войска вокруг Киева, а не выводит их. Тем не менее, заявление Минобороны РФ многие восприняли как вынужденный шаг Москвы, чтобы либо свернуть т. н. спецоперацию – по крайней мере, уменьшить ее масштабы, либо взять тайм-аут.

В этом выпуске [áмбави] мы говорим о том, почему нарратив о непобедимой российской армии оказался мифом, и почему 140-миллионной ядерной державе для выполнения боевой задачи потребовалась помощь крошечных регионов – Абхазии и Южной Осетии.

Подвести итоги первого месяца провальной военной операции против Украины в Москве решили словами «задача выполнена». Именно так министр обороны России Сергей Шойгу объяснил решение об отводе войск от Киева. Правда, сказал он с оговорками «в целом основные задачи…». К тому же отметил, что речь идет о первом этапе операции – а это целых 34 дня! Если верить тому, что Кремль рассчитывал расправиться с Украиной за считанные дни, то слова Шойгу звучат не очень убедительно.

Сергей Шойгу, министр обороны России: «В целом основные задачи первого этапа специальной операции выполнены. Существенно снижен боевой потенциал украинских вооруженных сил, что позволяет сосредоточить основное внимание и основные усилия на достижении главной цели – освобождении Донбасса».

[áмбави] Илья Красильщик: Украина строила государство, Путин готовился к войне

Заявление Шойгу прозвучало одновременно с договоренностями, достигнутыми между делегациями из Москвы и Киева в Стамбуле. В российских патриотичных пабликах переговоры уже навали «новым Хасавюртом». Накаченные пропагандой пользовали сочли исход встречи позорным, поинтересовавшись, за что гибли ребята, если бандеровцев не добьют.

К слову, судя по всему, со стола переговоров уже пропал пункт о т. н. денацификации Украины. Не обсуждают видимо и вопрос о ее демилитаризации. И хотя пока сложно понять, какие очертания примет будущая российско-украинское соглашение – если, конечно, его удастся достичь – очевидно, что пушкам Кремля нужна подмога в виде дипломатии.

И даже дресс-код встречи отражает настрой делегаций – российские переговорщики – в пиджаках и при галстуках, а украинские – в футболках черного цвета или цвета хаки в стилистике милитари.

Тумсо Абдурахманов, чеченский блогер, правозащитник: «Не получился блицкриг в Украине. То, что они погрязли в Украине, я думаю, сейчас это понимание пришло и к Путину, и к высшему командованию российскому. Впечатления в целом у меня очень позитивные. Я очень рад, что так развиваются события. Я очень рад, что украинцы достойно встретили оккупационную армию, что украинский патриотический дух на очень высоком уровне. Украинцы сопротивляются очень отчаянно, и уже понятно, что России придется либо договариваться, либо на долгие-долгие годы увязнуть в этой войне. Проигрыш Путина в Украине очевиден. Рано или поздно это надо будет осознать. Я убежден в том, что российская пропаганда будет подавать, конечно же, и этот проигрыш как великую победу. И многие это скушают, опять-таки».

Тихон Дзядко: мы не знаем, какой будет Россия

Россияне, очевидно, любят истории о военных успехах своей страны. Телевизор годами рассказывал им о несокрушимой армии, о новинках военной промышленности, о реформе и вливаниях в Вооруженные силы. Но парады на Красной площади оказались лишь красивым фантиком. В эпоху, когда у каждого второго в руках смартфон, камера которого прямо здесь и сейчас снимает реальную жизнь, пропагандистские телесюжеты не выдерживают конкуренции.

В Украине российская армия завязла, более чем за месяц не сумев взять ни один крупный город. Даже полумиллионный Мариуполь, взятый в кольцо и практически полностью уничтоженный, стал настоящим позором для одной из мощнейших армий в мире.

Лаша Беридзе, полковник, бывший заместитель главы генштаба Грузии: «Это выглядело очень устрашающе – какие реформы они проводили. Но реально эта реформа сказалась на 1-2 подразделениях. Российские войска – тактически, стратегически, оперативно – никак не были готовы вести неконвенционную войну. Их расчет был рассчитан чисто на авантюру – что вот украинцы убегут, быстро сломаются за два дня, они [россияне] захватят города… И надеялись очень на ракетные удары, удары авиации и артиллерии, которые неэффективны в такой войне».

Тумсо Абдурахманов, чеченский блогер, правозащитник: «Пропаганда, конечно же, рассказывала, что там «Искандеры» – «Не смешите наши «Искандеры», «Вот у нас «Тополь-М» и так далее». (16:40-17:14) «Мы понимаем, что все эти последние 30 лет Россия абсолютно никак не развивала эти технологии. Да, у них огромный бюджет, который выделялся на армию. Ну что они сделали, что существенно улучшилось в их армии, какие есть разработки, какие новые, может быть, истребители, может, новейшие вооружения, может, какие-то российские беспилотники, которые мы могли бы видеть не по каналам российского ТВ, а реально использование, допустим, в сирийской войне или где-нибудь в другом месте? Мы ничего из этого не видим».

Российская армия в Украине, как выясняется, столкнулась с целым рядом проблем, начиная с отсутствия современной системы командования и контроля, плохой логистики и слабой мотивации личного состава, заканчивая старой бронетехникой, которую стали сравнивать с консервными банками, и собственно консервными банками для солдат. Но просроченными. Дошло до того, что сухпайки для воюющих в Украине солдат пришлось собирать российским школьникам.

Матвей Ганапольский журналист: «В российских школах собирают гуманитарные коробочки школьники. Нужно написать солдату письмо, а потом собрать один пакет чая, три лапши быстрого приготовления, две пары носков, три пакетика растворимого кофе. Я вам задаю вопрос: это что, это что такое?! Это российская армия?! Носки?! Три упаковки китайской лапши быстрого приготовления?! Это что такое?! И эта армия собирается кого-то победить?! Не будет победы! Будет страшное поражение».

Война в Украине: три измерения

Надо сказать, сегодня российская армия от помощи не отказывается. И не все они вызывают такое же умиление, как носочки от школьников. Давно заслуживший славу цербера Путина Рамзан Кадыров стал чем-то вроде демона на плече российского лидера. Пока министр обороны Шойгу, по крайней мере, фиктивно сбавляет обороты, глава Чечни требует сильнее жать на газ.

Кадыров выложил видео, предположительно, из Мариуполя, где под тревожную музыку обещает помочь украинскому народу и покончить с бандеровцами, нациками и шайтанами.

Рамзан Кадыров, глава Чечни: «Я вам говорю как воин. В Чеченской республике были террористы-экстремисты из разных государств, как сегодня в Украине, из 52 или 53 стран. И пока мы их не уничтожили, у нас ничего не закончилось. Я вас уверяю, пока бандеровцы, нацики и, как называют себя, исламские боевики-шайтаны, в Украине не может быть никакой нормальной жизни. И Украина должна сама уничтожить их или [посадить] пожизненно, или мы их уничтожим и посадим пожизненно. Бои не останавливаются и не будут останавливаться, пока мы не уничтожим последнего бандеровца. На Украине нет власти, чтобы вести переговоры. Там есть кукла, а кукловоды – на Западе, в Европе сидят».

Кстати, уже на второй день российского вторжения в Украину Кадыров устроил в Грозном брутальное шоу, где показал суровых чеченских силовиков, готовых отправиться на войну. Но акция устрашения не удалась. В рядах украинской армии есть свои чеченцы, которых советник офиса Зеленского Алексей Арестович попросил не путать с «кадыровцами». Он привел чеченскую пословицу: «Мужчина это не тот, кто умеет воевать, а тот, кто точно знает, кто его враг».

[áмбави] Генерал Чанкотадзе: Грузия-2008/Украина-2022

Кто наверняка этого не знает, так это наемники из Центральноафриканской республики. 11 марта в столице страны – городе Банги – прошел митинг, на которых был даже плакат: «Кремль спасает Донбасс». Жители одной из беднейших стран планеты, как позже сообщили российские СМИ, с одобрением отнеслись к операции по демилитаризации и денацификации Украины. Поддержали борьбу с бандеровцами и сирийские военные, скандировавшие на своей акции: «Великая российская армия! Мы победим нацистов!».

Отправить своих боевиков в Украину, по данным арабских СМИ, решила и ливанская шиитская группировка «Хезболла», признанная во многих странах террористической.

В этой сомнительной компании оказались и жители самопровозглашенной Южной Осетии. Регион, где по самым оптимистичным подсчетам живет около 50-ти тысяч человек, должен как-то облегчить потери России в живой силе.

В соцсетях много пишут о том, что неподготовленные молодые ребята из Южной Осетии станут пушечным мясом в Украине. Принцип советских времен «нам нужна одна победа, мы за ценой не постоим» все еще действует в отношении российских военных, не говоря уж о не совсем своих.

Тумсо Абдурахманов, чеченский блогер, правозащитник: «Сейчас в Украине Россия уже понесла колоссальные потери. Это в любом случае гробы, которые либо придут, либо уже пришли, либо не придут – не знаю, может сожгут их в крематориях. Но людей реально уже нет».

Как сказал де-факто президент Южной Осетии Анатолий Бибилов, «наши ребята едут исполнять воинский долг с гордо поднятым знаменем». По его словам, добровольцы понимают, цитирую: «что если фашизм не задавить на дальних рубежах, завтра он снова проявит себя здесь».

«Грузинская мечта»: стратегия запугивания

Но важно отметить, что в Украину с неподконтрольных официальному Тбилиси территорий Грузии отправились не только добровольцы. В зону боевых действий перебросили и военнослужащих российских баз, размещенных в Абхазии и Южной Осетии. И это обстоятельство стало настоящим фактором страха в самопровозглашенных республиках.

К примеру, в предвыборной повестке в Цхинвали – вскоре там пройдут т. н. президентские выборы – актуальным стал тезис о том, что действующий де-факто лидер Анатолий Бибилов преднамеренно развалил местные военизированные формирования. Оппоненты упрекают его в этом, задаваясь вопросом: что если Тбилиси воспользуется войной в Украине, а защищать регион будет некому.

Похожие страхи есть и в Сухуми. В Абхазии на всякий случай объявили о приведении в боевую готовность армии, если ее можно так назвать.

Опасения в самопровозглашенных республиках подогрело заявление секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексея Данилова. Тот сказал, что Киеву очень бы помогло открытие других фронтов против России. В частности, если бы Молдова и Грузия занялись возвращением своих территорий, оккупированных Москвой. В Украине эту идею многие разделяют.

Матвей Ганапольский журналист: «Нас с вами должна интересовать победа в этой войне в Украине, осознание Грузией, что Россия слаба и ее не надо бояться. Поэтому Абхазия и Южная Осетия – протите, что я вторгаюсь на территорию сопредельного государства – должны быть возвращены и присоединены обратно к Грузии. Историческая справедливость должна быть восстановлена. То же самое должно быть с Приднестровьем, с Крымом и Донбассом».

В Тбилиси, впрочем, заявляют: ни о каком военном решении конфликтов речи быть не может. Нынешний власти Грузии всю свою политику строят на антагонизме к бывшим. И в этой конфигурации правительство Михаила Саакашвили презентуется как правительство ястребов. В то время как одно из главных достижений действующей «Грузинской мечты» называется тот факт, что при ней не было войны.

В результате председатель комитета по обороне и безопасности парламента Грузии посоветовал Данилову «дальновидности и рациональности», а глава комитета по правам человека заявил, что слова директора СНБО Украины обнажили истинную причину недовольства Киевом действий Тбилиси – дескать, причина не в том, что Грузия отказалась вводить антироссийские санкции, а в том, что некие силы пытаются втянуть страну в военную авантюру.

Призрак второго фронта: стоит ли Сухуми и Цхинвали опасаться реванша Тбилиси

Речь, конечно же, идет о партии Саакашвили, которая, как считают в правящей «Мечте», запустила свои щупальца во властные структуры Украины. Председатель партии Ираклий Кобахидзе заявил, что власти страны по-прежнему привержены политике мирной деоккупации и, цитирую, «будут противостоять всем провокациям, направленным на эскалацию новой военной конфронтации с нашими абхазскими и осетинскими братьями и сестрами».

Тут важно отметить, что на самом деле эту позицию разделяют и в оппозиции, в том числе в партии Саакашвили. После заявления Данилова там отметили, что по-прежнему выступают за мирную реинтеграцию оккупированных территорий. Не видят предпосылок для опасений и эксперты.

Лаша Беридзе, полковник, бывший заместитель главы генштаба Грузии: «Мы вернем эти территории, мы воссоединимся. Это случится. И это уже ясно становится. Вдохнули воздух реальной свободы благодаря Украине. Но сейчас, если мы говорим, чтобы начинать диалог с абхазами – да, мы должны с ними разговаривать. И сейчас, и всегда мы должны разговаривать с ними. Но сейчас не время, и наша первая попытка никак не должна быть военная операция против оккупированных территорий. Мы должны постараться этот вопрос решить мирным путем. Я очень верю, наблюдая за событиями в Абхазии, там есть готовность, чтобы мы договорились. Обе стороны должны пойти на какие-то уступки, но мы можем жить мирно в одном государстве. У абхазов реально шанс, чтобы развивать свою нацию, свой этнос есть только вместе с Грузией. В России они просто потеряются. Это будет просто география. И они не могут легально [добиться], чтобы мировое сообщество их признало».

При этом в Грузии крайне непопулярна политика властей по отношению к войне в Украине. Дальше дежурных слов о поддержке дело не идет. «Грузинская мечта» еще в 2012 году провозгласила курс на нераздражение России. Но как говорит журналист Матвей Ганапольский: Путин – маньяк, его цели нам непонятны.

Матвей Ганапольский, журналист: «Ваш главный руководитель почему-то думает, что такая позиция спасет вашу страну. Нет! Если падет Украина, то на следующий день вашей власти не будет».

Сегодня многие говорят, что события 24 февраля 2022 года спровоцировали цивилизационный и идеологический разлом, который прошел по Украине. С одной стороны – страны демократического мира, с другой – Россия, компанию которой, судя по недавнему голосованию в Генассамблее ООН, составили только Беларусь, Сирия, КНДР и Эритрея.

Символичной демонстрация того, за что борется Россия, стал технический сбой на торжественном мероприятии в годовщину аннексии Крыма на Лужниках в Москве. Официальная представительница МИД Мария Захарова должна была озвучить российские ценности, но вместо ее голоса из динамиков донеслась красноречивая тишина.

Торг «независимостью»: как Россия поглощает территории

Матвей Ганапольский считает, что нынешняя война в Украине – шанс изменить Россию. И на Западе, наконец, осознали, что сначала кремлевский режим следует задушить экономически.

Матвей Ганапольский, журналист: «Путин и, к сожалению, боюсь этого слова, как-то неудобно это говорить, как-то мы не привыкли, Россия должна быть в том виде, в той имперской конструкции, в которой она существует, она должна быть повержена. У нее должен быть вырван зуб имперскости. И Запад уже понял, что это. Это – углеводороды. Это две дырки в земле, которые каждый день… я акцентирую ваше внимание – каждый день нефть приносит России 50 млн долларов. Как пошутил мой друг: на эти деньги можно воевать бесконечно. Пришло время уничтожить Россию в этом ее виде».

Лаша Беридзе, полковник, бывший заместитель главы генштаба Грузии: «Русские надеялись на чеченский формат. Знаете, что случилось в Чечне? Чеченцам никто не помогал, они остались в окружении, у них были проблемы с финансированием… Единственное оружие, что они доставали, они покупали у русских. И рано или поздно они [Россия] добились успеха, потому что один город надо было взять, мало народа было – чеченцев. По этой формуле, наверное, действовали и в Украине. Но это очень глупо, понимаете!».

Ахмед Закаев, глава правительства Чеченской республики Ичкерия в изгнании, напоминает, что Путин пришел к власти на волне войны. И до тех пор, пока он будет жив, война будет продолжаться.

Ахмед Закаев, глава правительства Чеченской республики Ичкерия: «Что мы не учли, и что мы не сумели предотвратить – это взрывы домов в Москве, в Волгодонске, в Буйнакске, которые Путин организовал, будучи директором ФСБ. Это абсолютно доказанный факт, что за этими взрывами стояла структура ФСБ, во главе которой был Путин. <…> Началась вторая фаза этой [чеченской] войны. То есть нужно было понимать – и грузинам, и украинцам, всем, кого мы предупреждали тогда…

Все эти замороженные конфликты ожидали своего разрешения с тем, чтобы покончить с чеченским вопросом. Потому что мы стали оказывать сопротивление, и эти конфликты как бы остались замороженными. Россия как бы зафиксировала это, заморозила эти конфликты, в ожидании, как только закончится ситуация в Чечне, чтобы продвинуться дальше. Что и произошло. К 2008 году сопротивление ослабло. Уже Путин уверовал, что в Чечне он ситуацию полностью контролирует. И потом начались события в Грузии. Мы это помним. Мир проглотил действия как в Чечне – сначала на Чечне он испытал международное сообщество и т. н. принципы и нормы международного права. Путину это простили, назвав это внутренним делом России. Тогда Путин уже переключился – новый этап – на Грузию и аннексировал эти территории. Мир проглотил и это. Более-менее какая-то реакция была, но не такая, какая должна была быть. И поэтому мы получили 2014 год. И 14-й год, в принципе, аннексию Крыма мир все-таки среагировал не должным образом. И вот теперь мы имеем, то что имеем – это уже открытая агрессия против независимого суверенного государства».

По словам Закаева, Путину простили Чечню, простили Грузию, простили Крым и Приднестровье. Но того, что происходит сейчас, ему не простят.

Ахмед Закаев, глава правительства Чеченской республики Ичкерия: «Путин перестал быть исключительно чеченской, или грузинской, или украинской проблемой, Путин стал проблемой №1 всего мира. И мир должен сломать ему хребет».

Георгий Габашвили: Украина – последний рубеж сдерживания СССР 2.0

Марта Ардашелия

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => [áмбави]