По информации Telegram-канала «Генерал СВР», 11 августа во время оперативного совещания в режиме видеоконференции с представителями Минобороны и Генштаба Вооруженных сил РФ Владимир Путин поднял вопрос об отсутствии обещанной громкой и скорой победы в Украине.
«Участники совещания попытались высказаться в оправдательной манере, но были грубо прерваны президентом. Путин задал прямой вопрос с требованием ответить честно: «Каких результатов можно ждать к началу сентября?» Выслушав несколько ответов, которые можно резюмировать «Не до громких побед сейчас. Быть бы живу». Путин завершил совещание», – пишет Telegram-канал.
По данным источника, в тот же вечер глава Кремля провел еще одно совещание в режиме видеоконференции, в котором приняли участие по два представителя руководства Генштаба и Минобороны, руководитель одной из служб ФСБ, директор СВР Сергей Нарышкин и секретарь Совбеза Николай Патрушев. Тогда же якобы Путин лично внес на рассмотрение вопрос о возможности параллельно провести более убедительную «специальную военную операцию» на территории третьего государства, где можно «гарантированно» получить победный результат и сместить таким образом фокус внимания с украинского фронта.
По итогам встречи, как передает Telegram-канал, Путин поручил Патрушеву возглавить подготовку планов «спецоперации» на территории Казахстана и Грузии.
«Имеется ввиду два отдельных плана, один касательно Казахстана, второй Грузии. Оба варианта должны быть представлены президенту уже к первому сентября», – уточняет канал.
Подобные сообщения 7 августа были опубликованы и на Telegram-канале «Кремлевская табакерка». По информации паблика, в случае дальнейших проблем с наступлением в Украине Москва может зажечь новый конфликт на постсоветском пространстве. И это будет Грузия.
«Впрочем, уже ведутся неформальные переговоры с Тбилиси о быстрой сдаче страны», — говорится в сообщении Telegram-канала.
Позже авторы уточнили, что Кремль сейчас находится в поисках победы.
«Захват Юга [Украины] и проблематичное продвижение на Востоке [Украины] едва ли можно продать за большую победу. Учитывая последствия, которые это имело (санкции, уход западных компаний и т. д.)».
При этом, отмечают авторы канала, несмотря на то, что все силы России сейчас сосредоточены в Украине, взять Тбилиси не составит большого труда, учитывая пророссийскую позицию грузинских властей.
«Речь идет о договоренности и фактическом поглощении без масштабных боевых действий (или без таковых вовсе), но поджигать регион вероятно будут с территории Абхазии и Южной Осетии», — говорится в сообщении Telegram-канала.
Подобные предположения еще в начале мая высказывал американский политический аналитик Линкольн Митчелл. Телеканал CNN тогда сообщал: эксперт считает, что из-за неудач в Украине лидер страны-агрессора Путин может отдать приказ напасть на Грузию. По мнению Митчелла, российскому диктатору это нужно, чтобы показать мощь своей армии. Путин уверен, что Грузия – оптимальный вариант для этого.
«Несколько ученых и активистов указали, что если Путин увязнет в Украине, ему понадобится где-то скорая победа, и он может перекинуться на Грузию», — говорил тогда Митчелл.
Стоит отметить, что американский аналитик хорошо знаком с Грузией – он работал в Тбилиси, написал книгу, посвященную демократическому развитию страны, и, по собственному признанию, в 2012 году был «неформальным советником» предвыборной кампании коалиции «Грузинская мечта».
Но после 2012-го «Мечта» в значительной мере сменила лицо. Прозападные партии, участвовавшие в коалиции, ее покинули, а наиболее активные акторы стали делать все более и более пророссийские заявления. Одним из элементов антизападной кампании последних месяцев стал нарратив о том, что оппозиция и некие силы, ассоциирующиеся с США и ЕС, подталкивают Грузию к открытию второго фронта против России.
На этом фоне председатель правящей партии Ираклий Кобахидзе озвучил и тезис о русофобии, в прошлом неоднократно использовавшийся Кремлем. Лидер «Мечты» заявил о «ксенофобской и шовинистической кампании» против россиян, запущенной оппозицией.
«Ксенофобская кампания направлена на разжигание агрессии против граждан России, что, в свою очередь, выльется в эскалацию и инциденты. Все это служит единственной цели – любым путем вовлечь Грузию в военный конфликт… Если и есть что-то, что представляет серьезную угрозу для нашей страны, так это ксенофобская и шовинистическая кампания… Мы призываем всех дистанцироваться от антигосударственной и дискриминационной кампании», – заявил Кобахидзе 5 августа.
Политолог и директор Центра исследований России Давид Дарчиашвили считает, что подобные вбросы в сети могут быть частью информационной войны, которая сейчас идет. Их авторами, считает эксперт, могут быть как власти России, так и власти Грузии.
«Я не исключаю, что подобная риторика выгодна грузинским властям, чтобы нагнетать ситуацию в Грузии и говорить, что только мы можем обеспечить мир. С этим могут быть связаны также российские спецслужбы, которым выгодно, чтобы эта грузинская власть находилась во власти, и чтобы ее укреплять и нагнетать истерию, что якобы, если вы будете поддерживать оппозицию, то всякое может случиться».
[áмбави] По методичке Кремля: почему в Тбилиси и Сухуми пугают войной
Впрочем, считает политолог, вне зависимости от того, кто стоит за вбросами об угрозе войны в Грузии, нельзя исключать того, что в Кремле вынашивают такие планы.
«Если Путин совсем с ума сошел, что не исключено, и говорит уже языком Плеве о маленькой победоносной войне, то я не думаю… Но в целом, ситуация довольно серьезная», – отмечает Дарчиашвили.
Эксперту по международным отношениям Торнике Шарашенидзе сообщения Telegram-каналов кажутся неправдоподобными. По его словам, во-первых, план вторжения в Грузию давно готов, и разрабатывать его снова России ни к чему, а, во-вторых, такие утечки невозможны в силу секретного характера путинских совещаний.
«Я не верю в то, что, если у Путина состоялась такая встреча с военными, такая засекреченная информация могла попасть в СМИ. К тому же, я не думаю, что Путин считает, что проигрывает эту войну. Он ведет войну на истощение, он прекрасно понимает, что война затягивается, но он готов идти медленно, очень маленькими шагами захватывать территорию. После того, как «план А» сорвался, который заключался в том, чтобы штурмом взять Киев и заставить Зеленского с его правительством уйти в эмиграцию, включился второй план – затяжная война на истощение. И он готов вести эту войну».
Кроме того, по словам Шарашенидзе, Грузия и Украина – несоразмерные страны, и нивелировать текущие военные неудачи будет не так просто.
«Украина – огромная страна, большинство россиян считает украинцев русскими, Путин сам так считает, что Украина – это Россия. А насчет Грузии они так не считают, они прекрасно понимают, что это отдельная культура. Так что, скорее всего, компенсировать потерю Украины Грузией не совсем логично. Но это не исключает, конечно, опасности новой агрессии со стороны России».
Материал подготовлен в рамках проекта, реализуемого при поддержке МИД Чешской Республики и посольства Чешской Республики в Грузии.