Фото: It’s My City
О том, что участник движения «Артподготовка» обманным путем оказался на оккупированной территории, Шепелев рассказал во время судебного заседания 15 октября. Согласно показаниям активиста, он жил в Грузии с 2021 года, опасаясь преследования за участие в акциях протеста в России. В Тбилиси Шепелев продложил протестную деятельность. В частности, он проводил пикеты у здания парламента Грузии в поддержку бывшего президента Михаила Саакашвили и заявлял, что в стране установился авторитарный режим.
На суде активист также рассказал, что в августе 2022 года познакомился с человеком, представившимся Сергеем Гаркушей – руководителем украинской партии Саакашвили «Движение новых сил», и несколько раз с ним созванивался. Спустя почти год, в мае 2023-го, Шепелев решил вступить в легион «Свобода России», в котором россияне воюют на стороне ВСУ. После этого активист обратился к старому знакомому Гаркуше, а тот, в свою очередь, связал его со «знакомыми из СБУ». Те, согласно озвученной на суде версии, встретились с Шепелевым и «начали вербовать» его, чтобы тот помогал им из Грузии. Активист тогда от этого «предложения» якобы отказался.
После мятежа основателя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина в июне прошлого года Рафаил Шепелев решил вступить в полк, который хотел создать руководитель движения «Артподготовка» Вячеслав Мальцев. Тогда же «агенты СБУ» якобы пообещали активисту помочь со вступлением в полк Мальцева, предложив ему для начала перевезти три посылки с деталями от взрывного устройства из Батуми до Верхнего Ларса.
Доставив две такие посылки, Шепелев отказался везти третью, до того момента, пока с ним не свяжется лично Мальцев. На это активисту пообещали переправить его в Польшу, чтобы он мог вступить там в вышеупомянутый полк. На это предложение Рафаил согласился, после чего его попросили доставить посылку в поселок на «границе» с Южной Осетией. Такова версия, представленная подсудимым ровно через год после его похищения.
Пропал в Грузии, появился в СИЗО в России: что известно об исчезновении активиста Шепелева
Последний раз Шепелева видели в Тбилиси 12 октября 2023-го. В тот день он вышел из дома на Мтацминдской улице, после чего связь с ним была потеряна. Об исчезновении активиста СМИ узнали только через месяц – 8 ноября. Позже выяснилось, что уже на следующий день после исчезновения Шепелев неожиданно оказался в Северной Осетии.
13 октября Советский районный суд Владикавказа признал активиста виновным в «мелком хулиганстве». В качестве меры пресечения мужчину отправили под административный арест на 15 суток, а после освобождения его поместили в СИЗО Нижнего Тагила по обвинению в совершении преступления террористической направленности.
Во время административного ареста Шепелеву предъявили обвинение по статьям: об участии в деятельности террористической организации (часть 2 статьи 205.5 УК) и оправдании терроризма (часть 2 статьи 205.2 УК), а после избрания меры пресечения этапировали в Свердловскую область.
В апреле этого года активиста признали невменяемым. Медицинская комиссия тогда пришла к выводу, что он страдает хроническим расстройством и «не может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий». К примеру, на одном из судебных заседаний Шепелев заявил, что на пикетах в поддержку Саакашвили он понял, что является «архангелом Рафаилом». Мужчину направили на принудительное лечение в стационар специализированного типа.
В Грузии по факту исчезновения активиста было начато расследование по статье 143 Уголовного кодекса – «незаконное лишение свободы». МВД распространило заявление, в котором говорилось, что в день пропажи Рафаил Шепелев был замечен недалеко от линии оккупации Южной Осетии. Записи с камер видеонаблюдения тогда также подтвердили, что 12 октября россиянин отправился в город Гори, откуда на такси доехал до села Кирбали.
Примечательно, что правозащитники долго не понимали, почему активист добровольно отправился на линию оккупации. В интервью SOVA глава правозащитного проекта «Первый отдел» Дмитрий Заир-Бек говорил, что ему сложно поверить в решение Шепелева поехать в Россию, поскольку он был в курсе возбужденного против него уголовного дела.
После исчезновения Рафаила активисты и правозащитники подозревали, что его могли обманом заманить на линию оккупации Южной Осетии. Правда, под теми, кто мог это сделать, подразумевались сотрудники не украинских спецслужб, а российских.