Изгой европейского саммита: почему визит премьера Грузии в Будапешт не наладил отношений с ЕС - SOVA
политика

Изгой европейского саммита: почему визит премьера Грузии в Будапешт не наладил отношений с ЕС

Лидеры 47 европейских стран на два дня собрались в Будапеште, чтобы  обсудить поддержку Украины, миграцию, экономическую безопасность и снижение конкурентоспособности ЕС. В повестке саммита также значилось обсуждение ситуации в Грузии после парламентских выборов. Представлял страну на высшем уровне премьер-министр Ираклий Кобахидзе. По иронии доказывать приверженность европейским устремлениям Грузии ему пришлось в логове евроскептиков – на родине мятежного венгерского премьера Виктора Орбана.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Грузия-Венгрия, Грузия-ЕС, Ираклий Кобахидзе

«Будет четкий сигнал»

Сигнал европейских лидеров Грузии «будет четким», заявил в ходе неформальной встречи на саммите в Будапеште глава Европейского совета Шарль Мишель. И еще в преддверии официальных мероприятий было понятно: визит премьер-министра Грузии в Венгрию будет нелегким. Глава правительства, который в последнее время часто повторял, что отношения с Евросоюзом будут перезагружены после выборов, на встречах в Будапеште больше держался лидеров, игнорирующих общеевропейскую повестку. Фактически Ираклий Кобахидзе стал изгоем саммита.

При этом еще утром первого дня парламенты девяти европейских государств опубликовали совместное заявление, в котором призвали провести международное расследование выборов в Грузии и ввести санкции против политиков и должных лиц, ответственных за возможную фальсификацию.

«Мы требуем, чтобы власти Грузии обеспечили, чтобы все обвинения в манипулировании выборами (в том числе в предвыборный период), особенно в отношении запугивания и подкупа избирателей, были прозрачно расследованы. Поскольку существующие обвинения столь серьезны, только независимое международное расследование может рассмотреть и расследовать эти выборы и все зарегистрированные нарушения в предвыборный период и во время выборов», — говорилось в совместном заявлении.

В письме также содержался призыв к отмене «законодательства, которое подрывает основные права и свободы грузинских граждан и организаций и противоречит ценностям и принципам, на которых основан ЕС».

В противном случае европейские законодатели предложили заморозить все средства ЕС, задействованные в проектах помощи и сотрудничества с государственными и общественными институтами Грузии, и пересмотреть режим визалиберализации, «не исключая возможности его полной приостановки».

gbx3iqawkbqtmk6 scaled политика featured, Грузия-Венгрия, Грузия-ЕС, Ираклий Кобахидзе

Буквально одновременно похожее заявление было опубликовано пресс-службой Елисейского дворца. Лидеры стран Веймарского треугольника (Германия, Польша и Франция) потребовали оперативного расследования «многочисленных нарушений» на парламентских выборах в Грузии. В совместном заявлении канцлер Олаф Шольц, премьер-министр Дональд Туск и президент Эмманюэль Макрон напомнили о заключении Евросовета, согласно которому «Грузия отклоняется от европейского пути». Они предупредили, что не смогут поддержать начало переговоров о вступлении страны в ЕС, «если Грузия не изменит нынешнее направление».

Европейские лидеры призвали Тбилиси «продемонстрировать конкретные усилия в плане реформ, особенно путем отмены недавнего законодательства, противоречащего европейским ценностям и принципам».

На заявление лидеров Веймарского треугольника поступила оперативная и болезненная реакция из Тбилиси. Спикер парламента Грузии Шалва Папуашвили призвал «прекратить лицемерие».

«Пусть все прекратят лицемерить и будут руководствоваться ценностями, на которых действительно стоим мы, все европейцы – не только различные страны-члены ЕС, но и Грузия как европейская страна».

По словам Папуашвили, закон об иноагентах, который подвергся жесткой критике Запада, соответствует таким европейским ценностям, поскольку требует прозрачности трат. А Евросоюз, по его оценке, «расходует деньги в Грузии непрозрачно». Папуашвили вновь использовал нарратив правящей партии о том, что из бюджета ЕС финансируются «радикальные политические партии» в Грузии.

«В частных разговорах со мной некоторые европейские чиновники подтверждали, что видели, например, список проектов «Европейского фонда демократии», и они соглашались, что в этом финансировании действительно была политическая повестка, однако на мою просьбу показать список был получен отказ».

«Капитаны» выборов: раскрыта схема фальсификаций в Грузии

В тени евроскептиков

Нынешнее положение грузинского правительства на международной арене, пожалуй, лучше всего иллюстрирует то, что в ходе саммита Ираклий Кобахидзе чаще оказывался в компании политических лидеров, которые и сами вызывают споры в ЕС, критикуя политику Брюсселя и придерживаясь изоляционной риторики.

Среди таких друзей оказались премьер-министры Венгрии и Словакии Виктор Орбан и Роберт Фицо. Оба известны неоднозначным отношением к общим ценностям и стандартам Евросоюза.

В первый день саммита Кобахидзе провел встречу со словацким премьером. Как позже было сообщила пресс-служба правительства Грузии, Фицо лично поздравил коллегу с победой его команды на выборах. Кобахидзе, в свою очередь, пригласил премьер-министра Словакии посетить Тбилиси с официальным визитом. Встречу он назвал продуктивной.

«Мы подчеркнули крепкие узы дружбы, которые на протяжении многих лет формировали прочное партнерство между Грузией и Словакией. Я выразил искреннюю признательность Словакии за неизменную поддержку внешнеполитических целей Грузии, в частности, наших стремлений к членству в ЕС, что остается главным приоритетом для нашего правительства», — написал Кобахидзе в Х.

Впрочем, не все участники форума были настроены столь оптимистично в отношении правительства «Грузинской мечты». Открывая форум, президент Франции Эмманюэль Макрон упомянул ситуацию в Грузии и предполагаемое вмешательство в выборы в Молдове:

«События последних недель показали, что европейская демократическая модель также находится в опасности. В Грузии и Молдове произошло несколько атак, кибератак, подкупов избирателей, манипуляций. На это указывают все наблюдатели».

При этом, президент Франции поздравил свою молдавскую коллегу Майю Санду с переизбранием, но воздержался от поздравлений в адрес премьера Грузии Ираклия Кобахидзе.

«Я обращаюсь к премьер-министру, который с нами, я твердо надеюсь, что Грузия подтвердит свой европейский выбор, а также выбор демократической модели», — обратился он к Кобахидзе.

Сам Ираклий Кобахидзе назвал «грубой несправедливостью» разный подход Евросоюза к Тбилиси и Кишиневу.

«Молдова – страна, где только 45% непосредственно молдавского населения поддерживают интеграцию в Евросоюз. Молдова является членом СНГ, Молдова не ввела санкций, таких же, как мы, и в это время вы можете увидеть, что существует другое отношение к Молдове и другое отношение к Грузии. Это явная несправедливость. Где можно увидеть большую несправедливость, чем эта? Налицо явная, однозначная, грубая несправедливость», — сказал Кобахидзе журналистам по итогам первого дня саммита.

Премьер Грузии также усомнился в честности президентских выборов и референдума о вступлении в ЕС, которые прошли в Молдове. Он, в частности, обратил внимание на вопросы к тайне голосования. Примечательно, что именно на этом основании грузинские НПО требуют отмены результатов выборов в Грузии со всех электронных участков. Но Кобахидзе уверен: грузинские выборы были качественнее не только молдавских, но даже американских. «Это небо и земля с точки зрения качества», — заявил премьер.

Тем не менее, тема фальсификаций в Грузии оказалась в фокусе участников европейского саммита. Лидеры стран-участник вместо преждевременных поздравлений решили напомнить грузинскому правительству о нарушениях. Премьер-министр Эстонии Кристен Михал заявил, что не считает прошедшие парламентские выборы свободными и честными: «Надо сказать, что путь Грузии в Европу остановили ее лидеры».

Аналогичное мнение высказал президент Литвы Гитанас Науседа: «Я разочарован не только результатами выборов, но и многочисленными нарушениями в избирательном процессе». Науседа подчеркнул важность проведения международного расследования нарушений.

«Я не верю, что грузинские институты смогут это сделать. Было бы очень наивно полагать, что они могут. Думаю, существует необходимость международного независимого расследования этого процесса. Масштаб и интенсивность вмешательства России в избирательный процесс никогда не были такими большими и вызывают обеспокоенность. Я говорю не только о Грузии, я говорю и о Молдове, но результаты выборов в Молдове были другими», — заявил президент Литвы.

[ФАКТ или ФЕЙК] Запрещают ли в Европе политические партии

Украина-Грузия: на уровне приветствия

Показательной в ходе двухдневного саммита стала встреча Ираклия Кобахидзе с президентом Украины Владимиром Зеленским. Как позже заявил журналистам глава грузинского правительства, они с Зеленским поприветствовали друг друга, но разговора не состоялось. Ранее в Тбилиси неоднократно говорили о желании Киева открыть второй фронт в Грузии, а также заявляли, что украинские военные якобы планировали провокации на антиправительственных протестах.

«Мы с Зеленским, Ермаком и я поприветствовали друг друга. Мы поприветствовали друг друга как обычно. Мы не разговаривали, но приветствовали друг друга», — сказал Кобахидзе, отвечая на вопрос журналистов.

Сам Владимир Зеленский позже подтвердил, что общения с грузинским коллегой у него не было. При этом президент Украины прокомментировал телеканалу Mtavari Arkhi отношения между Киевом и Тбилиси, вернее их отсутствие.

«Думаю, очень прискорбно, что сегодня у нас нет отношений с правительством Грузии. Я считаю, что это очень плохо».

Прокомментировал Зеленский и прошедшие парламентские выборы: «Это очень большая проблема. Я считаю, что грузинский народ должен сам выбирать правительство, Россия не должна иметь на него влияние».

В том, что касается приостановки процесса евроинтеграции – «большой паузы», как выразился президент Украины, он выразил уверенность, что грузинский народ «добьется своего».

(Не)дружеский разговор

Несмотря на определенную международную изоляцию грузинский премьер успел встретиться с главой Европейского совета Шарлем Мишелем. Разговор, в ходе которого обсужажась послевыборная ситуация в Грузии, Кобахидзе назвал «дружеской беседой». По словам премьера, он рассказал Мишелю, что у грузинской оппозиции «нет общественной поддержки» и им «очень сложно мобилизовать людей».

«В таких условиях, я думаю, дело пойдет гораздо проще, чем четыре года назад. У оппозиции нет ресурсов. В этом случае у них гораздо меньше ресурсов, чем было четыре года назад», — сказал Кобахидзе, напомнив о политическом кризисе после парламентских выборов 2020 года. Тогда «Грузинская мечта» договаривалась с оппонентами о прекращении бойкота при личном участии главы Евросовета.

После встречи с Мищелем в соцсети Х Кобахидзе написал, что «подтвердил приверженность своего правительства европейской интеграции» и готовность к «открытому и искреннему диалогу». А также указал на важность «справедливого подхода и поддержки партнеров и в этом процессе».

323bcf40 0641 43e0 8872 fc45089a984a политика featured, Грузия-Венгрия, Грузия-ЕС, Ираклий Кобахидзе

Однако тональность разговора по версии Шарля Мишеля несколько отличалась от той, которую ранее представил Кобахидзе. Глава Евросовета заявил, что речь шла о необходимости расследования результатов парламентских выборов в Грузии.

«Существуют серьезные подозрения в фальсификациях, которые требуют серьезного расследования. Нам нужна ясность в отношении этого процесса, чтобы убедиться, что все было сделано честно и прозрачно, что сейчас серьезно подвергается сомнению не только в Европе, но и в других странах», — сказал Мишель журналистам.

Он заверил, что Европейский совет «оценит ситуацию» в Грузии, а «европейские лидеры пошлют четкий сигнал».

«Я знаю об искреннем стремлении грузинского народа к членству в ЕС. Мы, со стороны ЕС приняли очень важное решение, когда решили предоставить Грузии статус кандидата. С другой стороны, выборы прошли, и существуют подозрения, серьезные подозрения в мошенничестве, что требует серьезного расследования. Нам нужна ясность относительно этого процесса, чтобы убедиться, что все было сделано справедливо и прозрачно. Сомнения по этому поводу существуют не только в Европе, но и в других странах мира».

Именно эти темы, по словам Мишеля, он и обсудил с Ираклием Кобахидзе.

При этом еще накануне саммита у Шарля Мишеля состоялся телефонный разговор с президентом Грузии Саломе Зурабишвили. В ходе беседы она назвала парламентские выборы 26 октября «массово сфальсифицированными».

Саммит в Будапеште стал попыткой Ираклия Кобахидзе посредством лидера принимающей страны Виктора Орбана – старого друга «Грузинской мечты» – наладить отношения как с ЕС, так и с США. Венгерский премьер Орбан стал едва ли не единственным западным лидером, поздравившим правящую партию с победой на спорных выборах. Кроме того, Орбан, как и «Грузинская мечта», не скрывал своего удовлетворения исходом президентских выборов в США – и в Будапеште, и в Тбилиси, которые давно продвигают консервативную повестку, рассчитывают если не на покровительство, то на лояльность Дональда Трампа.

Политика США при Трампе не изменится: грузинская оппозиция – о выборах в Соединенных Штатах