72067922 403 Deutsche Welle Польша

Как живет польский поселок, где пять лет назад закрыли погранпереход с РБ

Пять лет назад в польскую Беловежу можно было приехать на велосипеде или прийти пешком из Беларуси. Сейчас на границе бетонная стена и буферная зона.Пять лет назад, в марте 2020 года, Польша закрыла свои границы с Беларусью из-за пандемии коронавируса. С тех пор большинство погранпереходов с РБ так и не возобновили свою работу. Кроме того, из-за миграционного кризиса, спровоцированного белорусским режимом, на границе с РБ появилась бетонная стена и буферная зона.

Как эти события повлияли на жизнь польского приграничья? Репортаж DW из поселка Беловежа, что в полутора километрах от Беларуси.

На польско-белорусской границе действует буферная зона

Беловежа — поселок в Подляшском воеводстве Польши, административный центр Беловежского национального парка. Добраться сюда можно на автомобиле, а также автобусами из городов Белосток или Гайновка. От окраины поселка до белорусской границы — не более полутора километров.

С 2005 года здесь работал пешеходно-велосипедный пункт пропуска Беловежа-Переров, но сейчас он закрыт. С июня 2024 для противодействия нелегальной миграции на польско-белорусской границе действует буферная зона. Ее ширина на разных участках — от 200 метров до 2 километров.

Местный житель рассказывает, что раньше в Беловеже можно было увидеть мигрантов, в том числе семьи с детьми. Сейчас их нет. «Пока все нормально, надеюсь, хуже не будет», — говорит мужчина. Однако он не уверен, что Лукашенко и Путин перестанут «подбрасывать» мигрантов в Польшу.

В поселке можно посмотреть БТ

О близости Беловежи к границе напоминают военные вертолеты, которые время от времени кружат над поселком, а также машины пограничной службы, то и дело проезжающие по главной улице.

В туристическом пункте национального парка рядом с брошюрами о диких животных — листовки с яркой надписью «Внимание граница!», рассказывающие о правилах поведения в приграничной зоне.

В Беловеже живет около 2 тысяч человек. Здесь есть школа, отделение банка, амбулатория, несколько магазинов, кафе и отелей, а также множество гостевых домов и агроусадеб. Цены на жилье — от 150 до 1000 злотых за ночь (от 35 до около 240 евро).

Поселок кажется довольно большим. Дома здесь ухоженные, некоторые украшены деревянной резьбой, на многих установлены солнечные батареи. Кое-где на заборах и крыльцах висят плакаты в поддержку кандидатов в президенты — выборы в Польше назначены на 18 мая 2025 года.

Между тем, местные жители могут следить и за новостями по ту сторону границы — в Беловеже идут белорусские и российские гостелеканалы, можно поймать белорусскую радиостанцию.

«Здесь я чувствую себя спокойно»

Несмотря на конец рабочего дня, прохожих на улице мало. Наша первая собеседница — белоруска Светлана. Она приехала на заработки полгода назад из Брестской области Беларуси. По словам женщины, это ее первый выезд за границу. «Все очень нравится. Здесь я чувствую себя спокойно. Дальше в Польшу ехать боюсь, потому что языка не знаю. Здесь все понимают друг друга», — отмечает Светлана.

К журналистам жители Беловежи, кажется, относятся насторожено. Кто-то, завидев микрофон, переходит на другую сторону, кто-то говорит, что «торопится», «ничего не знает», «все забыл» и т.д.

Недалеко от входа в парк мужчина осматривает веранду большого деревянного кафе. «А почему вы не от Лукашенко?» — интересуется он. В репрессии в современной Беларуси мужчина не верит и другим не советует: «Это все ложь».

Из Беларуси приезжали «единицы»

Хозяйка гостевого дома Вероника отмечает, что раньше местные жители довольно охотно общались с журналистами, сейчас же, по ее мнению, «все устали от этого». Кроме того, многие винят СМИ в том, что летом 2024 они «раздули» новость о создании буферной зоны на границе с Беларусью. Из-за этого некоторые туристы отказались от поездок в Беловежу.

Позже началась масштабная рекламная компания в поддержку Беловежи, туристы вернулись, но многих, по-прежнему, тревожит близость к Беларуси.

Сама Вероника признается, что привыкла и к вертолетам в небе, и к военным в поселке, хоть в последнее время их стало меньше.

Также Вероника отмечает, что закрытие границы с РБ на ее жизнь особо не повлияло — «определенные неудобства были, но все к ним привыкли». Туристов же из Беларуси всегда приезжали «единицы».

У собеседницы DW, как и у многих жителей Подляшья, по ту сторону границы есть родственники. По словам Вероники, не все из них понимают нынешнюю ситуацию, некоторые подвержены белорусской пропаганде и считают, что Польша «поднимает панику» и что «все хорошо, тихо и спокойно».

Последствия миграционного кризиса видны в природе

Политическая ситуация отразилась и на отношения между природоохранными организациями Польши и Беларуси. По словам специалистки Беловежского национального парка Анны Герасимюк, сейчас они не поддерживают контакты с белорусскими коллегами.

«Если говорить о последствиях миграционного движения, то, конечно, они видны в природе», — также отмечает Герасимюк. Для того, чтобы оценить влияние на природу Беловежской пущи забора на границе с РБ, нужно время и более широкие научные исследования. Но есть и проблемы, которые очевидны уже сейчас, к примеру, появление в пуще инвазивных видов растений.

«Они прибыли как семена, как части растений на колесах крупных военных автомобилей пограничной службы, компаний, которые строили забор. Они также, безусловно, были перевезены в песчано-гравийном материале. Мы стараемся удалять эти виды», — говорит Герасимюк. Еще одна проблема — большое количество отходов и мусора, которые оставляют в пуще мигранты.

И польская, и белорусская часть Беловежской пущи являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. В прошлом в польском заповеднике побывали более 140 тысяч туристов. Сейчас в парке готовятся к новому сезону. По словам Герасимюк, несмотря на введение буферной зоны на границе, все туристические тропы и туристические объекты в Беловежской пуще доступны.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle