62569689 403 Deutsche Welle Банк России

Опять 21. Почему ЦБ России не снизит ставку

Цены в России в последнее время растут медленнее, но Банк России не торопится смягчать кредитно-денежную политику. Что его беспокоит?Банк России на заседании совета директоров 25 апреля оставил ключевую ставку на уровне 21%. Отметив ослабление инфляционного давления и тот факт, что «экономика начала постепенно возвращаться к траектории сбалансированного роста», регулятор в своем пресс-релизе все же не заявил о готовности снизить ставку на ближайших заседаниях и, как и прежде, пообещал «продолжительный период проведения жесткой денежно-кредитной политики».

Заседание совета директоров, на котором ставка в четвертый раз подряд была сохранена на беспрецедентно высоком уровне, было опорным. К таким заседаниям ЦБ вносит изменения в свой среднесрочный макроэкономический прогноз. В этот раз принципиальных изменений в прогнозе по инфляции не появилось — 7-8% по итогам года. Прогноз по ключевой ставке допускает как ее снижение, так и повышение — в зависимости от развития ситуации.

Решение ЦБ России оказалось во многом предсказуемым. На то, что ставка останется на уровне 21%, указывали акценты в аналитических материалах, которые регулятор выпускал в последние недели. Сохранения ставки ожидало и большинство экспертов — несмотря на то, что отдельные экономические показатели свидетельствуют, что жесткая денежно-кредитная политика в России уже дает эффект.

Что указывает на возможный перелом инфляционного тренда

«Высокая ключевая ставка, жесткая денежно-кредитная политика — это не экспериментальное, а многократно проверенное в самых разных условиях, разными странами весьма эффективное лекарство, — сказала глава ЦБ Эльвира Набиуллина на пресс-конференции 25 апреля. — Она помогает справиться с перегревом спроса, и мы видим, что инфляция уже начала снижаться. Но назначенный курс нужно довести до конца во избежание рецидивов».

В первом квартале 2025 года инфляция в России замедлилась быстрее, чем ожидал ЦБ. Текущая сезонно скорректированная инфляция в пересчете на год (SAAR) — важный для регулятора показатель — снизилась по итогам первого квартала этого года до 8,3% против 12,9% в конце 2024-го. Годовая инфляция остается двузначной (в первом квартале — 10,34%), но она отражает ситуацию за последние 12 месяцев. SAAR же показывает инфляцию «здесь и сейчас», то есть текущий темп роста цен, пересчитанный в годовом выражении.

Годовые темпы роста денежной массы также снижаются, хотя и остаются выше значений, которые российский ЦБ установил как целевые. Чем меньше в экономике «свободных» денег, тем меньше спрос, а значит, и давление на цены. Наметившееся замедление роста денежной массы связано с ослаблением кредитования, особенно потребительского. В начале года процесс сдерживался высокими расходами бюджета, однако в марте они вернулись к сезонной норме.

Наконец, ЦБ уже вполне уверенно говорит о выходе экономики из фазы перегрева и даже отмечает признаки стагнации в отдельных отраслях, особенно чувствительных к спросу и условиям кредитования. Когда компании и граждане тратят деньги менее активно, рост цен замедляется. По мере того, как экономика остывает, ситуация на рынке труда становится чуть менее напряженной, чем раньше. Рост зарплат, судя по оперативным данным, мог начать замедляться. Инфляционные ожидания населения и бизнеса в последнее время снижались.

Почему рост цен в РФ может вновь ускориться

Инфляция замедляется в значительной мере за счет укрепления рубля, отмечает ЦБ. Если бы рубль не укрепился, рост цен в первом квартале составил бы около 10% SAAR, подсчитали аналитики регулятора. О причинах роста курса и его способности удержаться на текущем уровне DW рассказывала ранее. По мнению большинства экспертов, укрепление носит временный характер.

Давление на цены хоть и ослабло, но сохраняется — особенно в сегменте продовольственных товаров и сфере услуг, где инфляция удерживается на уровне 9-10% SAAR. Снижение инфляции в услугах, по мнению ЦБ, возможно только при ощутимом охлаждении рынка труда и более умеренном росте зарплат. Однако данных, чтобы уверенно говорить о замедлении роста доходов, у регулятора пока недостаточно.

Инфляция может серьезно ускориться, если реализуются внешние риски. Главный из них, по мнению ЦБ, заключается в падении цен на сырьевые товары в условиях торговой войны, которую администрация Дональда Трампа объявила всему миру. Как и ЦБ, Минэкономразвития на этой неделе выпустило обновленный макроэкономический прогноз. Он предполагает, что в 2025 году среднегодовая цена российской нефти составит $56 за баррель, а не почти $70, как в предыдущей версии прогноза, на основе которой был сверстан бюджет. Если нефтегазовые доходы бюджета сократятся и он станет дефицитным, правительству придется влить в экономику дополнительные рубли, не обеспеченные экспортной выручкой.

Каких решений ждать от ЦБ на предстоящих заседаниях

Если все позитивные факторы продолжат действовать, а риски не реализуются, ЦБ может начать снижать ключевую ставку в июне или июле, чтобы довести ее до 16% к концу года, считает руководитель отдела макроэкономического анализа инвестиционной компании «Финам» Ольга Беленькая. Однако она делает оговорку: в случае серьезного внешнего шока инфляция, скорее всего, вновь пойдет вверх. В этом случае ЦБ придется действовать более осторожно.

Аналитики Telegram-канала «Твердые цифры», участвующие в макроэкономических прогнозах ЦБ, считают ключевыми для оценки инфляционных трендов в ближайшие месяцы следующие факторы. Прежде всего — курс рубля. Следующий фактор — динамика экономической активности. Ее замедление по сравнению с концом 2024 года может вводить в заблуждение. В конце года рост был подстегнут ускоренным исполнением гособоронзаказа и высокими бюджетными расходами. Если сравнивать с третьим кварталом, заметного замедления в последние месяцы не наблюдается. Также важно, продолжат ли снижаться инфляционные ожидания граждан — в апреле после двух месяцев снижения они слегка подросли. Наконец, только по итогам второго квартала, по мнению ЦБ, можно будет понять, начало ли замедляться корпоративное кредитование.

Уровень неопределенности, таким образом, остается высоким — и, по всей видимости, таким он и останется. «Все сейчас зависит не столько от прогнозов, сколько от развития текущей ситуации, геополитики и торговых войн», — заключает главный экономист сервиса «Т-Инвестиции» Софья Донец.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle