Нефть и санкции: что будет с российским топливом в Грузии - SOVA
экономикаполитика

Нефть и санкции: что будет с российским топливом в Грузии

Вторая по величине нефтяная компания России – «Лукойл» – объявила о продаже всех своих зарубежных активов после того, как 22 октября Минфин США включил ее в санкционный список. Это решение фактически заблокировало доступ «Лукойла» к банковским операциям. С 21 ноября любая дочерняя структура, в которой российской компании принадлежит более 50% акций, не сможет проводить международные платежи. Именно поэтому нефтяной гигант решил избавиться от активов за рубежом, включая Lukoil Georgia, 100% которого принадлежат головной компании.

SOVA LOGO NEW SMALL экономика featured, Lukoil Georgia, Грузия-Россия, Лукойл

Масштаб Lukoil Georgia

«Лукойл», а точнее его дочерняя компания Lukoil Georgia, работает на грузинском рынке с 2002 года и управляет сетью примерно из 60 автозаправочных станций (23 АЗС, 27 арендованных станций и еще 10 по франшизе) по всей стране. По объему активов компания уступает крупным игрокам вроде SOCAR, однако остается одним из четырех крупнейших импортеров топлива из России и значимым участником местной инфраструктуры поставок.

В 2024 году Lukoil Georgia зафиксировал рекордные показатели: доход от продажи нефтепродуктов составил 762,5 млн лари, что на 57,8 % больше, чем годом ранее. Основная часть пришлась на оптовую торговлю – 566,8 млн лари, тогда как розница принесла 195,7 млн лари. Чистая прибыль выросла в 2,1 раза и достигла 35,5 млн лари, операционная – в 2,7 раза, до 39,4 млн лари.

Временная лицензия Управления по контролю за иностранными активами США (OFAC) позволяет дочерним структурам компании продолжать розничные операции за пределами России до 21 ноября 2025 года, после чего все трансграничные платежи в пользу «Лукойла» подпадают под блокировку.

Позиция властей Грузии

Председатель парламентского комитета по экономической политике и член «Грузинской мечты» Шота Берекашвили, отвечая на вопросы журналистов о дальнейшей судьбе Lukoil Georgia, кратко заверил, что страна будет соблюдать санкции, если они коснутся дочернего филиала.

«Важно то, какие санкции существуют. Грузия присоединилась и соблюдала все международные санкции, однако в той части экономической деятельности, которая не была затронута санкциями, мы предприняли политически корректные шаги и сделали то, что было важно для нашей экономики», – заявил Берекашвили.

Российская нефть в Грузии: новый завод и связи с ГРУ

Возможен ли обход санкций

Еще 21 июля 2025 года Великобритания ввела санкции против Litasco Middle East DMCC – торгового подразделения «Лукоила», базирующегося в Дубае. Активы были заморожены, а предоставление трастовых услуг запрещено. На фоне этих ограничений, компания активизировала новое юридическое лицо – Alghaf Marine DMCC.

Экономист и профессор менеджмента в Кавказском университете Вахтанг Парцвания поясняет, что июльское решение Лондона стало для компании сигналом о начале блокировки зарубежных каналов:

«Этот шаг должен был облегчить коммерческую деятельность и снизить риски на европейском направлении. Но принятые недавно блокирующие санкции США носят гораздо более масштабный характер – компания внесена в список SDN, который предусматривает риск вторичных санкций для любых организаций из третьих стран, продолжающих с ней сотрудничать».

По словам Парцвания, попадание в SDN (Specially Designated Nationals) – перечень физических и юридических лиц, на которых США наложили санкции – также означает блокировку для «Лукойла» и всех дочерних структур, где компании принадлежит более 50% акций. Концерн теряет возможность проводить расчеты в долларах или через банки, использующие корреспондентские счета в Соединенных Штатах.

По словам эксперта, такой род санкций ведет к полному ограничению внешней торговли, если сделки предполагают оплату в долларах, евро или других валютах стран G7, чьи санкционные режимы признаются и в Грузии.

«Соответственно, перенос операций в дубайскую Alghaf Marine DMCC не обеспечивает компании иммунитет от режима SDN и не способствует обходу санкций».

Из-за ограниченных сроков и большого объема активов, по словам Парцвания, продажа, предположительно, будет проходить с дисконтом в 50-70%.

Бывший председатель парламентского комитета по финансам Роман Гоциридзе считает, что единственный вариант, при котором Lukoil Georgia сможет частично сохранить свои активы, – это снижение доли российской компании ниже 50%.

«Если грузинские заправки принадлежат российской компании, то, поскольку страна не участвует в санкциях, они не будут закрыты напрямую, но банки заморозят счета, терминалы перестанут работать. При продаже топлива только за наличные будет невозможно внести выручку на банковские счета. Выход для компании – продажа доли, чтобы доля подсанкционного владельца стала меньше 50%, как это было с брендом «Боржоми».

Именно этот механизм, отмечает Гоциридзе, используется многими российскими компаниями для формального выхода из-под санкций.

«Лукойл» – часть российской логистики через Грузию

Ситуация с Лукойлом – лишь часть более широкой картины. Ограничения Запада и атаки украинских дронов на нефтеперерабатывающие заводы России активно перестраивает логистику экспорта нефти – и одним из направлений становится Грузия.

В начале октября 2025 года агентство Reuters сообщило о первой поставке российской нефти компанией «Русснефть» на новый нефтеперерабатывающий завод в Кулеви. Танкер Kayseri, следовавший из Новороссийска, доставил около 105 тысяч тонн нефти сорта Siberian Light.

Для Грузии это запуск первого завода полного цикла, принадлежащего Black Sea Petroleum (инвестиции – 600 млн долларов, при участии Фонда развития Грузии и «Банка Карту»). Для России – еще один маршрут, позволяющий сохранить экспорт при действующих ограничениях.

Власти Грузии подтвердили факт прибытия танкера, уточнив, что само судно и его операторы не находятся под санкциями. Однако независимые аналитические проекты, включая Greenpeace и iFact, отметили, что Kayseri входит в список судов т. н. «теневого флота» – с непрозрачной структурой собственности и регулярными рейсами в российские порты.

В Москве, при этом, настроены оптимистично. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что меры США, в том числе против «Лукойла» «ничего России не будут стоить» и «не повлияют на ход войны».

Грузия-2025: от евроинтеграции к арабским миллиардам