«На этот раз это было не актом диверсии , как раньше, а государственным терроризмом, поскольку его явной целью были человеческие жертвы», — такое заявление сделал 19 ноября министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский в парламенте страны, говоря об инцидентах, случившихся 15-16 ноября на железнодорожной линии Варшава-Люблин, соединяющей польскую столицу с украинской границей.
«Иностранное государство послало хорошо подготовленных диверсантов, которые только чудом не достигли своей цели», — подчеркнул польский дипломат. По его словам, за произошедшим стоит российская спецслужба Главное управление Генштаба ВС РФ, известная ранее как ГРУ, которая проводит операции «под чужим флагом».
Накануне, 18 ноября, премьер-министр Польши Дональд Туск, комментируя повреждение польской железной дороги, назвал его «вероятно, самым серьезным выпадом против безопасности (польского. — Ред.) государства с начала войны в Украине». Выступая в этот день в Сейме , он рассказал и о деталях инцидентов, произошедших в выходные.
Акты диверсии на польской железной дороге
По данным следствия, три взрывных устройства были заложены возле деревни Мика, расположенной в ста километрах к юго-востоку от Варшавы. Вечером в субботу, 15 ноября, взорвались два из них. Активация взрывчатки происходила через кабель длиной 300 метров во время прохождения грузового поезда.
При этом, по данным польских властей, мощность взрыва была столь малой, что машинист даже не заметил взрыва. Однако с каждым последующим поездом, проходившим по тому же отрезку пути, состояние полотна становилось все хуже, пока 16 ноября повреждение не стало явным и представляющим опасность.
Второй инцидент произошел в районе города Пулава. Там на пути был установлен стальной зажим, который, судя по всему, должен был привести к сходу поезда с рельсов. Один из пассажирских поездов затормозил перед зажимом, так что в результате пострадавших не было.
Подозреваемые в диверсии в Польше — украинцы
Польским службам безопасности потребовалось 70 часов, чтобы идентифицировать подозреваемых. Ими оказались двое граждан Украины, которые, по данным польской стороны, уже давно сотрудничают с российскими спецслужбами. Указывается, что имена мужчин знакомы как украинским, так и польским властям.
Один из них в мае был признан судом во Львове виновным в акте диверсии. О другом известно, что он — уроженец Донбасса. По данным Туска, оба предполагаемых злоумышленника осенью приехали в Польшу из Беларуси, а после диверсии выехали в Беларусь через КПП Тересполь.
Радослав Сикорский объявил о намерении добиваться экстрадиции подозреваемых из Беларуси в Польшу . Шансы на это, однако, малы. 19 ноября министр сообщил также, что Варшава отзовет согласие на работу последнего в стране российского генконсульства, расположенного в Гданьске.
Цель: усилить антиукраинские настроения в Польше?
Наблюдатели полагают, что речь может идти о так называемых «одноразовых агентах » Кремля — гражданах других стран, не являющихся штатными сотрудниками российских спецслужб, но выполняющих по их заданию за вознаграждение однократные поручения.
По словам Дональда Туска , задействование Россией украинцев для выполнения актов диверсии преследует цель подогреть в Польше антиукраинские настроения. Опросы общественного мнения показывают, что поддержка Украины и украинских беженцев в Польше постепенно сокращается.
После сообщений об актах диверсии на железной дороге соцсети переполнила критика в адрес украинцев. «Это изощренная игра российских спецслужб, которые управляют этими кампаниями», — заявил в этой связи вице-спикер польского парламента Петр Згорельский в эфире телеканала TVN.
Усиленный режим охраны на польской железной дороге
По словам пресс-секретаря польских спецслужб Яцека Добужинского, на причастность российских спецслужб к инцидентам «указывает все». «Факт в том, что все указывает на то, что эта (…) мы можем уже уверенно назвать это террористической атакой, была инициирована спецслужбами с востока», — цитирует его на своем сайте британская газета The Guardian . Между тем, как отмечает англоязычное онлайн-издание The Warzone, на данном этапе не было обнародовано никаких деталей, указывающих на то, что Россия несет ответственность за инциденты.
Россия отрицает все обвинения в причастности к диверсиям на железной дороге в Польше. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков, комментируя заявления польских властей, сказал, что «было бы совсем странно», если бы «первым делом не обвинили Россию». Он назвал «примечательным» факт, что в деле о подрывах «опять фигурируют граждане Украины», и призвал вспомнить о диверсиях на «Северных потоках».
Сейчас на всех железнодорожных ветках в Польше действует предшествующий максимальному режим готовности. Он подразумевает круглосуточную охрану важных ж/д объектов, а также вооружение охранного персонала боевым оружием. Эти меры безопасности будут в силе до конца февраля 2026 года.















