Прагматизм или коллаборационизм: нужен ли Грузии российский рынок - SOVA
экономика

Прагматизм или коллаборационизм: нужен ли Грузии российский рынок

После вторжения России в Украину премьер-министр Грузии заявил: Тбилиси не будет вводить экономические санкции против Москвы. Не в национальных это интересах, пояснил глава правительства. Оппозиция и гражданский сектор, однако, расценили такие слова как предательство грузинского народа. Власти «променяли его на вино, туристов и собственное благосостояние», говорят оппоненты.

SOVA LOGO NEW SMALL экономика featured, Papari Valley, война в Украине, грузинское вино, Грузия-Россия, Грузия-Украина, Нино Эвгенидзе, Нукри Курдадзе, экономика Грузии

Рынок сбыта грузинского вина, более трех миллионов туристов за последние пять лет, общий объем ежегодных денежных переводов в размере 500 млн лари. Все это, по мнению премьера Гарибашвили, стоит «дружбы» с украинцами.

Значительная часть экономики Грузии завязана на российском рынке, и в случае присоединения к санкциям против РФ в первую очередь пострадает местное население. Это решение, прикрытое благими намерениями, грузинское общество назвало «позорным».

«Если подытожить, то за последние семь-восемь лет получается 12 миллиардов. Итак, у меня вопрос, друзья. Когда речь идет о введении санкций и, конечно же, я хочу сказать, что во всем этом задействовано практически все население – тысячи виноделов, экспортеров, фермеров, все вовлечены в этот процесс. То есть чего они просят, ввести санкции против своего же народа? Кто пострадает от этого всего? Пострадает наше население, наши люди», – заявил глава грузинского правительства.

Коллаборационизм и предательство. Так слова премьера расценивает руководитель Центра исследований экономической политики Нино Эвгенидзе. По ее словам, заявления о желании защитить население от потерь – «чистая ложь».

«Это лишь в очередной раз доказывает, что грузинское правительство во главе с неформальным правителем олигархом Бидзиной Иванишвили находятся в тесной связи с путинским режимом».

«Испанский стыд»: в Грузии извиняются за своего премьера, в России его хвалят

По словам Эвгенидзе, небольшие кризисы в экономике из-за санкций против России будут во всем мире. И Грузия не станет исключением.

«Присоединится Гарибашвили или нет к санкциям, российская экономика и без того очень скоро будет близка к нулю. И эффект от нашего участия тоже будет равен нулю. Поэтому его попытки оправдать все экономикой – коллаборационизм в отношении диктатора и путинского режима».

Зависимость страны от российского рынка благодаря усилиям «Грузинской мечты» выросла примерно на 20%, говорит экономист.

«Мы и другие НПО предупреждали, в том числе и представителей бизнес-сектора, что Россия – не успешный и не свободный сосед. И она всегда использовала эту зависимость как инструмент политического давления. Поэтому вся ответственность – на власти и тех компаниях, которые не смогли рассчитать свое будущее».

То, что Россия – не самый надежный торговый партнер, продемонстрировал 2006 год. Введенное тогда эмбарго на грузинские вина и минералку в краткосрочной перспективе оказало негативное воздействие на экономику Грузии. Но очень быстро положение исправилось.

«Россия думала, что, введя эмбарго, нанесет сильный удар по экономике Грузии, но к счастью, так не произошло. Это естественная потребность бизнеса – если он видит открытое окно для реализации своей продукции, то именно там она себя реализует. Именно тогда началась диверсификация сбыта грузинской продукции на европейских и других рынках. И грузинское вино именно тогда нашло в себе силы, чтобы расширить свой ареал, и чтобы Россия – не была единственным рынком реализации. Мы должны быть диверсифицированы и не зависеть от одного рынка», – говорит Эвгенидзе.

Архитектор грузинских реформ, предприниматель Каха Бендукидзе после 2006 года в своих интервью неоднократно говорил об опасности работы на российском рынке. Учитывая то, что у Грузии нет инструментов давления на РФ.

«В разное время Россия в политических целях запрещала товары из Польши, Германии, Швейцарии. Но у этих стран есть способы давления. У нас таких рычагов нет», – говорил он в интервью «Актуальным комментариям».

В довесок к санкциям: чем вторжение в Украину обернулось для российского спорта и культуры

Необходимость дистанцироваться от непрогнозируемого российского рынка тогда осознал и владелец винодельни Papari Valley Нукри Курдадзе. В РФ свое вино он не продает «по понятным причинам».

«Я долгое время работал во французской мультинациональной компании. В нашем портфолио тогда было и грузинское вино. Когда объявили запрет на грузинское вино, была дана команда уничтожить его. Французская компания была солидной и они, как законопослушные граждане, европейцы, стали уничтожать бутылки на складе, сливая вино в канализацию. Эта компания и сейчас производит отличные вина. Когда я пошел на склад, я не мог зайти внутрь – аромат этих вин был очень сильный. Люди буквально плакали. Это было варварство, которое я видел своими глазами. И я дал себе слово, что, когда буду сам производить вино, пока будет действовать эта порочная система, допускающая такие варварские акты, в России моего вина не будет».

Сегодня небольшая семейная винодельня – успешный пример диверсификации рынка. Papari Valley экспортирует сертифицированные биологические вина в Японию, США, Нидерланды, Францию и другие страны Западной Европы. По признанию Курдадзе, необходимости выхода на российский рынок он не видит. «Достаточно того, что есть». Одной из главных проблем грузинской экономической политики винодел считает убежденность в том, что без российского рынка стране будет непросто.

Впрочем, как говорят эксперты, даже несмотря на отказ Тбилиси присоединяться к западным санкциям, Грузия автоматически будет вовлечена в них. По словам финансиста Ираклия Эрадзе, единственное, что могут власти, – посредством своих банковских и финансовых систем способствовать заинтересованным лицам обойти ограничительные меры.

«Заявит кто-то в Грузии или нет о присоединении к санкциям, особенно ко второму и третьему пакету, – разницы нет. Мы и так присоединены. Об этом свидетельствует и заявление Национального банка, что ему не избежать влияния санкций. Если грузинская финансовая система по какому-то каналу направит финансовый ресурс какого-либо санкционированного банка, мы сами автоматически станем мишенью санкций», — сказал финансист в эфире Mtavari Arkhi.

По словам Эрадзе, в результате пострадают грузинские экспортеры, а денежные переводы сократятся. Только за январь 2022 года объем переводов в Грузию составил 168,8 млн долларов, из которых 13,26% приходятся на Россию. По объему перечислений она занимает второе место, уступая лишь Италии.

В сложившейся ситуации, говорит финансист, единственно, что может сделать правительство, — это вести переговоры с западными партнерами и международными организациями, чтобы смягчит последствия для Грузии.